Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 7. Государственное управление в экономической сфере»
Тема 17. Особенная часть административного права. Государственное управление в сфере экономики
4. Государственное управление в сфере административной деятельности
Особенности терминологии – традиционно эта сфера
называется административно-политической, в последнее время ученые предлагают
называть административной, т.к. политика не относится к сфере деятельности исполнительной
власти.
В
данной области выделяются: управление в сфере юстиции, управление в области обороны,
безопасности, внутренних дел, иностранных дел.
Органы
исполнительной власти в данных сферах подведомственны Президенту РФ.
Управление
в области безопасности осуществляют:
- Государственная
фельдъегерская служба;
- Служба внешней
разведки (СВР);
- Федеральная
служба безопасности (ФСБ);
- Федеральная служба
охраны (ФСО);
- Федеральная
служба по контролю за оборотом наркотиков;
- Министерство по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий.
Управление в области иностранных дел осуществляет
Министерство иностранных дел.
Управление в
области обороны осуществляют:
- Министерство
обороны;
- Федеральная
служба по военно-техническому сотрудничеству;
- Федеральная
служба по оборонному заказу;
- Федеральная
служба по техническому и экспортному контролю;
- Федеральное
агентство специального строительства.
Управление
в области внутренних дел:
- Министерство
внутренних дел;
- Федеральная
миграционная служба.
Управление в области юстиции:
- Министерство
юстиции;
- Федеральная
служба исполнения наказаний;
- Федеральная
регистрационная служба;
- Федеральная
служба судебных приставов;
- Федеральное
агентство кадастра объектов недвижимости.
В соответствии с положением о
Министерстве юстиции РФ, утвержденным указом Президента РФ от 13 октября 2004 г., Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения
уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка
деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных
объединений, религиозных организаций и политических партий.
Руководство деятельностью Минюста России
осуществляет Президент Российской Федерации.
Минюст России осуществляет координацию и
контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России, Росрегистрации, Роскадастра
и ФССП России.
Минюст вносит Президенту и в
Правительство проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов,
актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по вопросам,
относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб,
а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России
и подведомственных ему федеральных служб.
Минюст самостоятельно принимает
нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере
деятельности, обобщает практику применения законодательства Российской
Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной
сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию
своей деятельности; проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и
иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной
власти на рассмотрение Президента и Правительства; осуществляет государственную
регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина,
устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный
характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации; проводит юридическую экспертизу
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия
Конституции РФ, федеральным законам; осуществляет государственный учет
нормативных правовых актов субъектов РФ; организует государственную регистрацию
уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении
изменений в эти уставы; утверждает формы реестров регистрации нотариальных
действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет
иные функции по нормативно-правовому регулированию, определяет порядок ведения
реестров адвокатов субъектов РФ.
Минюст принимает в пределах своей
компетенции решения о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных
граждан и лиц без гражданства.
Главное управление Министерства
юстиции Российской Федерации по федеральному округу (положение утверждено
приказом Минюста от 28 января 2005 г.) является территориальным органом
Минюста России, обеспечивающим в федеральном округе осуществление и реализацию
выработанной Министерством государственной политики в установленной сфере деятельности,
а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата,
обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных
актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество,
земельные участки и сделок с ним, регистрации общественных объединений,
религиозных организаций и политических партий, а также осуществляющим
координацию и контроль деятельности территориальных органов Федеральной службы
исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы
судебных приставов, подведомственных Минюсту России. Управления Минюста
создаются и действуют также в субъектах РФ.
Территориальные
органы Федеральной регистрационной службы по субъекту РФ действуют на основании
приказа Минюста от 3 декабря 2004 г.
Территориальные
органы Федеральной службы судебных приставов – Главные управления (управления)
по субъектам РФ действуют на основании приказа Минюста от 3 декабря 2004 г.
|