Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 8. Государственное управление в социальной сфере
Тема 18. Правовые основы управления образованием
3. Правовое положение образовательных учреждений
Образовательным
является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть
реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее
содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
К
образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные
(начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения
начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального
и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения
дополнительного образования взрослых;
5) специальные
(коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
7) учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных
представителей);
8) учреждения
дополнительного образования детей;
9) другие
учреждения, осуществляющие образовательный процесс (например, постановлением
Правительства РФ от 30 декабря1999 г. утверждено Типовое положение о
межшкольном учебном комбинате).
Органы
государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые
образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых
людей, проявивших выдающиеся способности.
В Российской
Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений:
университет, академия, институт.
Университет
– высшее учебное заведение, которое:
- реализует
образовательные программы высшего и послевузовского профессионального
образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
- осуществляет
подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей
квалификации, научных и научно-педагогических работников;
- выполняет
фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
- является
ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
Академия
– высшее учебное заведение, которое:
- реализует
образовательные программы высшего и послевузовского профессионального
образования;
- осуществляет
подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей
квалификации для определенной области научной и научно-педагогической
деятельности;
- выполняет
фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из
областей науки или культуры;
- является
ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Институт
– высшее учебное заведение, которое:
- реализует
образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как
правило, образовательные программы послевузовского профессионального
образования;
- осуществляет
подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для
определенной области профессиональной деятельности;
- ведет
фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
Деятельность
государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми
положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов,
утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих
образовательных учреждений.
Для
негосударственных образовательных учреждений типовые положения об
образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
Государственный
статус образовательного учреждения (тип, вид и категория
образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и
направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при
его государственной аккредитации.
Государственные
и негосударственные образовательные организации могут создаваться в
организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством
РФ для некоммерческих организаций.
Учредителем
образовательного учреждения могут быть:
1) органы
государственной власти, органы местного самоуправления;
2)
отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения
(ассоциации и союзы);
3)
отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
4)
общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на
территории РФ;
5) граждане
РФ и иностранные граждане.
Устав гражданского
образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством РФ,
разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его
учредителем.
Порядок
создания образовательных учреждений и регламентация образовательной
деятельности.
Права
юридического лица у образовательного учреждения в части ведения
финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и
направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента
регистрации образовательного учреждения. Для регистрации образовательного
учреждения учредитель представляет документы в соответствии с федеральным
законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный орган в
сроки, установленные федеральным законом о государственной регистрации
юридических лиц, производит регистрацию образовательного учреждения, о чем в
письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, соответствующий
государственный орган управления образованием.
Право на
ведение образовательной деятельности и льготы, установленные
законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи
ему лицензии (разрешения).
Лицензия
на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере
образования, или органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими
управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.
Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия
условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых
образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части
строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья
обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования
учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза
педагогических работников и укомплектованности штатов. Экспертиза
проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ.
Права
образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа
государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование
печатью с изображением Государственного герба РФ возникают с момента
его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о
государственной аккредитации.
Свидетельство
о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению,
подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных
программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям
государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу лицам,
успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим
государственную аккредитацию, документов государственного образца о
соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.
Свидетельство
о государственной аккредитации выдается на срок пять лет.
Государственная
аккредитация образовательного учреждения включает в себя экспертизу соответствия
содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям
государственных образовательных стандартов, а также показателей
деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для
определения его вида.
Образовательные
учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных
российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и
промышленных структурах. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые
обязательства со стороны государства.
Управление
государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на
принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного
учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет,
общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов
самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются
уставом образовательного учреждения.
Непосредственное
управление государственным или муниципальным образовательным учреждением
осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор
или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного
учреждения[9].
[9]
Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального
подчинения устанавливается Правительством РФ.
|