Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 9. Государственное управление в административной сфере
Тема 19. Управление в области государственной безопасности
1. Правовое регулирование в области безопасности. Основные понятия
Конституция
РФ составляет основу для последующего правового регулирования.
Государство
осуществляет функцию защиты охраняемых законом прав, свобод и законных
интересов физических и юридических лиц. Это основная функция правового
государства. Ограничения прав граждан, связанные с предоставлением полномочий
органам, обеспечивающим безопасность, устанавливаются федеральными законами.
Закон РФ от 5
марта 1992 г. «О безопасности» (с изм. и доп.) устанавливает основные
понятия в области обеспечения безопасности.
Безопасность - состояние
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение
которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного
развития личности, общества и государства.
Угроза безопасности может быть следующих видов:
- реальная и потенциальная;
- исходящая от внутренних и внешних источников.
Соответственно организуется система и структура органов безопасности.
Объекты безопасности – личность (ее права и свободы); общество (его
материальные и духовные ценности); государство (его конституционный строй,
суверенитет и территориальная целостность).
Субъекты обеспечения безопасности:
- органы законодательной, исполнительной и судебной власти
- иные государственные органы.
Субъекты безопасности:
- государственные, общественные и иные организации и объединения,
- граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии
с законом.
Таким образом, граждане, их объединения обладают не только обязанностями,
но и правами в области обеспечения безопасности.
Силы и средства обеспечения безопасности:
- Вооруженные Силы;
- федеральные органы безопасности (органы внешней разведки, обеспечения
безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их
высших должностных лиц, службы обеспечения безопасности средств связи и
информации);
-Государственная противопожарная служба;
- органы ЧС и ГО;
- органы внутренних дел, внутренние войска;
- налоговая служба;
- таможенные органы;
- органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности,
энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; в атомной энергетике;
природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные
органы.
Принципы обеспечения безопасности:
- законность;
- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и
государства;
- взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению
безопасности;
- интеграция с международными системами безопасности.
Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом
Российской Федерации, не допускается. Это не закреплено как принцип, но
имеет принципиальное значение в связи с историей страны.
В органах федеральной службы безопасности запрещаются создание
структурных подразделений политических партий и деятельность политических
партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение
политической агитации и предвыборных кампаний.
Принципы деятельности федеральной службы безопасности:
- законность;
- уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- гуманизм;
- единство системы органов федеральной службы безопасности, а также
централизация управления ими;
- конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.
Гарантии прав граждан. Специальными статьями закона о безопасности
(ст.6) в 2005 году продублированы и закреплены положения из других законов
относительно соблюдения прав граждан.
Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина
при осуществлении федеральной службой безопасности своей деятельности. Не
допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением
случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными
законами.
Лицо, полагающее, что органами федеральной службы безопасности либо их
должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия
указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы
безопасности, прокуратуру или суд.
Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо
от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе
получать разъяснения и информацию от органов федеральной службы безопасности в
случае ограничения своих прав и свобод.
Концепция
национальной безопасности, утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. (ред. от 10 янв. 2000 г). Это политический документ, отражающий государственную стратегию в
области обеспечения безопасности. Впервые в истории страны современная Концепция
безопасности страны была утверждена Указом Президента РФ как нормативный акт,
опубликованный для всеобщего сведения. Вводится понятие национальной
безопасности.
Национальная безопасность – это безопасность многонационального
народа РФ как носителя суверенитета и источника власти.
Виды безопасности по концепции: экономическая, военная,
демографическая, безопасность государства как субъекта международных отношений,
конституционная, правовая, экологическая.
Национальные интересы России – это интересы личности, интересы
общества, интересы государства. Реализация национальных интересов возможна
только на основе устойчивого развития экономики.
Виды безопасности по законодательству: государственная, экономическая,
экологическая, дорожная, пожарная, техническая, пожарная, атомная и др.
|