Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 9. Государственное управление в административной сфере
Тема 20. Управление в области внутренних дел
1. Содержание управления в области внутренних дел
Ст. 1. Закона
о милиции определяет, что милиция – это система органов исполнительной власти,
призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность,
интересы общества и государства от преступных и иных противоправных
посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.
Две главные
функции – борьба с преступностью и охрана общественного порядка.
Первая функция – смежное правовое регулирование осуществляют нормы УПК РФ и УК РФ.
Вторая функция – административная деятельность ОВД. Регулируется Законом о
милиции и нормами КоАП РФ.
Характеристика
объекта деятельности органов внутренних дел, т.е., тех видов
общественных отношений, которые охраняются этими органами.
Общественный порядок –
определенная система отношений, формирование и развитие которых способствует
поддержанию общественного и личного спокойствия граждан, согласованности и
ритмичности общественной жизни по обеспечению во взаимном общении людей им
личной и имущественной неприкосновенности, чести и достоинства, благоприятных
условий для осуществления гражданами их прав и обязанностей, для
общественно-полезной деятельности и отдыха.
Общественная
безопасность – система общественных отношений, связанных с предотвращением
и устранением явлений и опасных ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью
людей, имуществу организаций и граждан.
Виды
безопасности:
а) безопасность
дорожного движения (ФЗ от 15 ноября 1995 г. «О безопасности дорожного движения»);
б) пожарная
безопасность (ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»);
в)
информационная безопасность, экологическая безопасность и т.п. регулируются
специальными законами;
г)
обеспечению безопасности использования источников повышенной опасности
служит разрешительная система, обеспечивающая предварительный и
последующий контроль органов внутренних дел за использованием средств
повышенной опасности, как это определено ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера» (во взаимодействии с МЧС и ГО), ФЗ «Об оружии» и др.
Например,
чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся
в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или
иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие
жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среды, значительные
материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Специальный
вид безопасности – государственная безопасность является предметом
специального регулирования, охраняется специальной системой органов государственной
безопасности – ФСБ.
В
целом, наряду с другими органами ОВД осуществляют охрану правопорядка,
который и складывается, в том числе, из охраняемых указанных общественных
отношений. Правопорядок – наиболее широкая категория, предполагающая охрану
правовых норм от нарушения, поддержание порядка в правовых отношениях. Эти
категории отражены в названии структурных подразделений органов внутренних дел
– Департамент обеспечения правопорядка в ЗАТО, Департамент обеспечения
правопорядка на транспорте, Департамент охраны общественного порядка.
Таким образом,
можно выделить три главных блока охраняемых ОВД отношений – правопорядок,
общественный порядок, общественная безопасность.
Общественный
порядок понимается в широком и узком смысле, в широком – порядок в обществе, во
всех общественных отношениях, в узком, специальном – порядок в общественных
местах (понятие общественного места характеризуется в теме
«Административная ответственность»).
С
общественным порядком тесно связаны общественное благоустройство, охрана
экономических отношений и порядок в организациях (например, на крупных заводах).
Особенности
управления внутренними делами как отрасли государственного управления:
1) четко выраженная правоохранительная направленность;
2) обусловленная спецификой этой среды возможность и необходимость
использования государственно-властных полномочий (издание юридически
обязательных актов управления, установление административного надзора за
соблюдением установленных правил, запрещение и приостановление определенных
действий и др.);
3) исполнительно-распорядительный характер деятельности, с одной стороны,
это исполнение законов, с другой – распорядительная деятельность,
осуществляемая путем издания актов правоприменительного характера;
4) это организационная деятельность, а не просто правоохранительная или
юрисдикционная, ее особенности: состоит в том, что она осуществляется в целях
предупреждения правонарушений, поэтому большое место занимает профилактическая
работа;
5) особенности внутриорганизационной деятельности – более высокая степень
централизации управления и дисциплины, управленческие решения носят форму
приказов, действия исполнителей строго регламентированы, предъявляются высокие
и особенные требования при подборе кадров – по физическим, деловым, моральным
качествам, специальной подготовке и т.д.;
6) особый вид
государственно службы – правоохранительная служба.
Организационно-правовые
формы деятельности ОВД:
1. Административная
деятельность, в том числе, паспортно-визовая и лицензионно-разрешительная;
2. Оперативно-розыскная;
3.
Уголовно-процессуальная.
Ранее к
ведению ОВД относились уголовно-исполнительная деятельность и госпожнадзор
(переданы соответственно в ведение Министерства юстиции и МЧС и ГО).
|