В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.
Раздел 11. Гарантии местного самоуправления и межмуниципальное сотрудничество
Лекция 16. Гарантии местного самоуправления и межмуниципальное сотрудничество
2. Общие гарантии местного самоуправления. Функции Российской Федерации и ее субъектов в отношении местного самоуправления. Формы государственной поддержки местного самоуправления
Под общими гарантиями, как уже отмечалось, понимается благоприятная обстановку, условия, в которых
обеспечивается эффективное осуществление местного самоуправления.
Политические гарантии означают наличие конституционного строя, демократический
политический режим, стабильность политической власти, разделение властей, стремление
государства признать и гарантировать автономию местного самоуправления.
Например, согласно статье 12 Конституции Российской
Федерации местное самоуправление в
пределах своих полномочий самостоятельно, признается и гарантируется государством,
а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной
власти. В соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в статье 10
Конституции Российской Федерации, каждая власть имеет свои, присущие только ей функции
в отношении местного самоуправления. Поэтому местное самоуправление невозможно
в странах с авторитарным или тоталитарным режимом, в условиях политического
кризиса.
Экономические гарантии местного самоуправления предполагают рыночную экономическую
систему, в том числе равноправие всех форм собственности, свободу предпринимательства,
наличие у государства ресурсов для государственной поддержки местного самоуправления.
Духовные гарантии предполагают наличие у граждан необходимо уровня общей и политической
культуры, стремления к участию в осуществлении местного самоуправления,
признание последнего как ценности.
Обособление органов местного самоуправления от
государственной власти не означает отстраненность государства от развития
местного самоуправления. Тем более что в нашей стране оно развивается «сверху»,
под воздействием государственных начал. В связи с эти можно выделить следующие формы
государственной поддержки местного самоуправления.
Во-первых, правовое регулирование основ местного
самоуправления и запрет на ограничение прав местного самоуправления. Выше уже были рассмотрено правовое регулирование
основ местного самоуправления. К наиболее важным гарантиям в данной сфере
относится положение ч. 2 статьи 4 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.
о том, что изменение общих принципов организации местного самоуправления,
установленных этим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения
изменений и дополнений в данный Федеральный закон. Можно добавить, что местное
самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение
прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами (статья 133 Конституции Российской Федерации). Однако и
федеральный законодатель ограничен в установлении запретов для местного
самоуправления. В части 3 статьи 3 Федерального закона закреплено, что
установленные Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом
права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены
только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное
положение корреспондирует с нормой ч. 3 статьи 55 Конституции Российской
Федерации, определяющей условия ограничения любых прав и свобод граждан,
включая право на местное самоуправление.
Во-вторых, установление обязательности для исполнения
устава муниципального образования и муниципальных правовых актов.
Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в п. 3 статьи
7 предусматривает, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного
самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального
образования.
В-третьих, установление юридической ответственности за
невыполнение решений органов и должностных лиц местного самоуправления. Согласно
статье 44 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в
пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на
территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и
организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами
местного самоуправления и гражданами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных
правовых актов влечет ответственность в соответствии с федеральными законами и
законами субъектов федерации. Таким образом, субъектам Российской Федерации
предоставляется право принимать собственные законы об ответственности за
неисполнение муниципальных решений. Во многих субъектах Федерации такие законы
уже приняты и действуют. Например, в Красноярском крае действует закон от
26.04.2004 г. (в редакции от 20.12.2007 г.) «Об административных
правонарушениях», который устанавливает в том числе административную ответственность за неисполнение
решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан,
решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления (статья 15.1.); невыполнение законных требований депутата представительного
органа местного самоуправления (статья 15.2.); непредставление сведений
(информации) органу местного самоуправления, депутату представительного органа
местного самоуправления или выборному должностному лицу местного самоуправления
сведений (информации) (статья15.3.); неявку на заседание представительного
органа местного самоуправления (статья 15.4.); незаконное использование
символики муниципального образования (статья 15.5.).
В-четвертых, методическая помощь в развитии местного
самоуправления, обучение, подготовка и переподготовка муниципальных служащих.
Эти и другие меры получают
закрепление указах Президента Российской Федерации, постановлениях
Правительства Российской Федерации, других нормативных актах, направленных на
поддержку местного самоуправления – например, в Указе Президента Российской
Федерации № 1370 от 15.10.1990 г. «Об утверждении основных положений
государственной политики Российской Федерации в области развития местного самоуправления
в Российской Федерации», в постановлении Правительства Российской Федерации № 1394
от 15.12.1999 г. «О федеральной целевой программе государственной поддержки
развития муниципальных образований». Однако размер выделяемых государством на
эти цели средств оставляет желать лучшего. Так, в Федеральном законе «О
государственном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (в
ред. Федерального закона от 03.03.2008 № 19-ФЗ) на мероприятия по
государственной поддержке развития местного самоуправления в рамках названной
Федеральной программы было предусмотрено всего 15 млн. рублей.
|