В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.
Раздел 11. Гарантии местного самоуправления и межмуниципальное сотрудничество
Лекция 16. Гарантии местного самоуправления и межмуниципальное сотрудничество
6. Межмуниципальное сотрудничество
Возможность создания союзов
и ассоциаций муниципальных образований в целях координации деятельности
муниципальных образований и более эффективного осуществления их прав и
интересов предусматривалась еще Федеральным законом 1995 года «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако
конкретные формы и наименований объединений муниципальных образований не
закреплялись. В результате реализации данного права появилось множество союзов
и ассоциаций различного уровня: общероссийские союзы (Союз Российских городов,
Ассоциация малых и средних городов России, Российский Союз местных властей),
межрегиональные ассоциации (Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов,
Союз городов Северо-Запада России, Ассоциация городов Поволжья, Ассоциация
городов Юга России), региональные центры (Ассоциация городов Иркутской области,
Ассоциация городов Ленинградской области) и специализированные ассоциации
(Ассоциация закрытых административно-территориальных образований Минобороны и
Миноборонпрома Российской Федерации).
Федеральный закон № 131-ФЗ от
06.10.2003 г. унифицировал формы сотрудничества муниципальных образований и
привел их в систему, включающую советы муниципальных образований субъектов
федерации (статья 66), и формируемое ими общероссийское объединение
муниципальных образований (статья 67), межмуниципальные организации (статья68)
и некоммерческие организации муниципальных образований (статья 69).
Организация и деятельность
советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляются
в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям. В соответствии со статьей
8 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» совет муниципальных образований субъекта
Российской Федерации образуется в целях организации взаимодействия органов
местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных
образований в каждом субъекте Российской
Федерации.
Согласно п. 2 статьи 66
Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» компетенция съезда (собрания членов)
совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации определяется
решением следующих вопросов:
- утверждает устав совета
муниципальных образований субъекта Российской Федерации;
- определяет размеры и
порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета
муниципальных образований субъекта Российской Федерации и содержание органов
управления совета муниципальных образований;
- избирает органы
управления совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации;
- осуществляет иные
полномочия, определенные уставом совета муниципальных образований субъекта
Российской Федерации.
Межмуниципальное
сотрудничество на федеральном уровне может выражаться в создании единого
общероссийского объединения муниципальных образований. В отличие от советов
муниципальных образований субъекта Российской
Федерации единое общероссийское
объединение муниципальных образований образуется на основе принципа
добровольности объединения муниципальных образований. В его состав могут
входить не только упомянутые выше советы муниципальных образований, но и иные
объединения муниципальных образований, например существующие в настоящее время
ассоциации и союзы.
К сожалению, Федеральным
законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» не определена организационно-правовая форма единого
общероссийского объединения муниципальных образований поэтому это может быть
ассоциация или союз.
Принципиально новым
является полномочие единого общероссийского объединения муниципальных
образований представлять предложения по составу кандидатов в представители
Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных
властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации
для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы. Порядок реализации
этой функции и полномочия единого общероссийского объединения муниципальных
образований должны быть установлены Президентом Российской Федерации. Ранее
исполнение данных функций было возложено на Конгресс муниципальных образований Российской Федерации, который в настоящее время прекратил свою деятельность.
|