В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.
Раздел 2. Понятие, юридическая природа, принципы и функции местного самоуправления
Лекция 2. Понятие, юридическая природа и принципы местного самоуправления
2. Основные модели взаимодействия государства и местного самоуправления: основные зарубежные модели и российский опыт
Традиционно выделяют
четыре основные модели взаимодействия государственной власти и местного
самоуправления:
1. Континентальная
модель, ареалом распространения которой является континентальная
Европа, франкоязычная Африка, Латинская Америка, Ближний восток. Для этой
модели характерно:
а) помимо выборных населением органов местного
самоуправления государство назначает на места своих представителей-агентов.
Назначаемый государственной администрацией префект (комиссар), осуществляет
надзор за деятельностью местных властей, а также выполняют иные
общегосударственные функции. К компетенции префекта относится руководство
региональными государственными службами, поддержание общественного порядка,
благоустройство территории, социальное обеспечение населения, административный
контроль за деятельностью органов местного самоуправления. Наблюдатель
подотчетен вышестоящим органам государственной власти;
б) сохраняется институт контрассигнации актов органов местного
самоуправления;
в) сохраняется подчиненность разноуровневых
муниципальных образований. Во Франции соподчиненность между разноуровневыми
муниципальными образованиями снижена муниципальными реформами, проведенными в
80-е годы ХХ в. Территориальный коллектив не может осуществлять опеку один над
другим, кроме как в строго ограниченной сфере: регион над департаментом и
коммуной в области образования, департамент над коммуной в социальных вопросах,
здравоохранении, сельском оснащении, школьном транспорте;
г) полномочия муниципалитетов определяются негативным
способом;
д) менее четверти бюджета наполняют собственные
доходные источники, остальное направляется в муниципальный бюджет через
развитый механизм перераспределения доходных источников по территории. Это
позволяет выровнять экономически слабые территории, обеспечить на всей
территории страны предоставление населению всех муниципальных образований
минимальный, приближенный к общенациональным стандартам пакет социальных услуг.
2. Иберийская
модель, распространенная в Португалии, испано-язычных странах Латинской
Америки. Для этой модели свойственно избрание на уровне местного самоуправления
населением самостоятельно представительных и исполнительных органов.
Назначаемые сверху должностные лица отсутствуют, но избранный населением главы
муниципальных образований утверждаются в должности центральной государственной
властью и имеют второй статус как представитель государства на местах. Местные
администрации решают вопросы местного значения и отвечают при этом перед
местным сообществом, поскольку они формировались на выборах населением. В то же
время главы муниципалитетов осуществляют ряд государственных полномочий на
местах и как лица, назначенные государственной властью, несут ответственность
перед последней за надлежащее решение порученных государственных дел.
По всем остальным признакам, иберийская модель
совпадает с континентальной.
3. Англосаксонская модель применяется в Австралии, Канаде, США и Великобритании. Основные характеристики модели
заключаются в следующем:
а) во всех административно-территориальных единицах
выбирается территориальным коллективом система органов местного самоуправления.
Население избирает представительный орган местного самоуправления и ряд
должностных лиц. Отсутствует назначенный сверху представитель государства на
местах;
б) отсутствует институт контрасигнатуры актов органов
местного самоуправления. Отменить акты муниципальных органов может только суд.
Контроль за местными властями осуществляется через отделы министерств и ведомств,
то есть территориальных структурных подразделений центральных государственных
органов;
в) разноуровневые муниципальные образования не подчиняются
друг другу;
г) полномочия органов местного самоуправления
определяется позитивным способом, и считаются производным от компетенции
государства. Согласно «правилу Диллана» полномочие муниципалитета должно быть
прямо указано в законе штата, и всякое сомнение в том, что данное право у
муниципалитета имеется, толкуется судами как основание признания факта превышения
полномочий;
д) около 75 % бюджета наполняют собственные доходные
источники. Государство прибегает к мерам бюджетного выравнивания обеспеченности
территорий, но в ограниченных масштабах.
4. Советская модель управления на местах,
сохранившаяся, например, в КНР, КНДР. Модель основана на отрицании принципа
разделения властей и установлении полновластия советов и принципа
демократического централизма. Существует иерархическая соподчиненность местных
советов советам вышестоящего уровня. В основу организации власти на местном
уровне был положен принцип единства Советов с жесткой соподчиненностью
нижестоящих вышестоящим. Местные советы признаются, таким образом, органами
единой государственной власти и их главная задача местных советов сводится к
проведению в жизнь на своей территории актов центральных органов. Причем
фактически властью обладает, как правило, партийный аппарат, сросшийся с государственным
аппаратом управления.
Муниципальной доктрине известны и
другие подходы к классификации способов организации местного самоуправления,
точнее, взаимодействия государства и местного самоуправления». Так, В.И. Фадеев
предложил все известные типы организации местного самоуправления поделить на
модели «автономного местного самоуправления» и «наблюдаемого местного самоуправления».
|