В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.
Раздел 3. Возникновение и развитие местного самоуправления в России
Лекция 3. Возникновение и развитие местного самоуправления в России
3. Реформы местного самоуправления в СССР в конце 80-х – начале 90-х годов
Становление современной концепции местного
самоуправления связано с принятием 9 апреля 1990 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Этот
Закон впервые легально закрепил понятие, принципы местного самоуправления, виды
органов местного самоуправления, положил начало формированию органов местного
самоуправления, избираемых населением. Но названный Закон имел много недостатков,
связанных в первую очередь с нечетким определением природы местного самоуправления,
попыткой совместить общепризнанные в мире идеи местного самоуправления с
«советской моделью» организации власти на местах. В результате многие
специалисты продолжали считать органы местного самоуправления органами государственной
власти, а на практике некоторые муниципалитеты стали провозглашать свой
суверенитет, независимость от органов государственной власти. Отсутствие в
Законе разграничения полномочий между представительными и исполнительными
органами местного самоуправления приводило к конфликтам между ними, «параличу»
местной власти, иногда – к полному упразднению исполкомов.
Первый Закон РСФСР от 6 июля 1991 года «О местном
самоуправлении в РСФСР» частично исправил вышеназванные недостатки союзного
Закона. Коллегиальные исполкомы, давно утратившие авторитет, преобразовались в
местные администрации, действующие на принципе единоначалия и не подчиненные в
повседневной деятельности представительным органам. Были закреплены собственные
полномочия как представительных органов, так и местных администраций каждого
территориального уровня. Стала формироваться муниципальная собственность,
которая больше не считалась разновидностью государственной собственности. Но Закон
породил новые конфликты – между представительными органами и местными
администрациями, между органами местного самоуправления разных уровней – в
основном по поводу перераспределения полномочий. Кроме того, полномочия
местного самоуправления не всегда подкреплялись надлежащими материально-финансовыми
средами. Не способствовала развитию местного самоуправления и нестабильная
политическая ситуация на уровне Российской Федерации и регионов. Так, с 1
ноября 1991 года был введен мораторий на выборы глав местных администраций, они
стали назначаться вышестоящими главами исполнительной власти. После роспуска Съезда
и Верховного Совета осенью 1993 года указами Президента Российской Федерации,досрочно
прекращались полномочия всех представительных органов местного самоуправления.
Все полномочия переходили к главам местных администраций, которые стали
называться главами местного самоуправления.
|