В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.
Раздел 4. Правовые основы местного самоуправления
Лекция 4. Международный, федеральный и региональный компоненты регулирования местного самоуправления
1. Общая характеристика системы источников муниципального права Российской Федерации
Под источниками муниципального права обычно понимаются
исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и
закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера[8]. Специфика
системы источников муниципального права обуславливается особенностями предмета
муниципального права как комплексной отрасли права, регулирующей все
общественные отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления.
В соответствии со статьей 4
Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. правовую основу местного
самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права,
международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации,
федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие
федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые
акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской
Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,
иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на
местных референдумах и сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.
Из приведенного выше перечня видно, что источники
муниципального права как отрасли права характеризуются множественностью и могут
быть классифицированы по разным основаниям.
По уровню правового регулирования можно выделить:
а) международный компонент – общепризнанные принципы и
нормы международного права, международные договоры с участием Российской
Федерации, прямо или косвенно относящиеся к осуществлению власти на муниципальном
уровне – например, Европейскую хартию местного самоуправления 1985 года;
б) федеральный компонент – нормативные акты, принимаемые
народом Российской Федерации на референдуме (Конституция Российской Федерации )
или федеральными органами власти, специально посвященные регулированию местного
самоуправления (Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., или затрагивающие
вопросы местного самоуправления (Бюджетный кодекс Российской Федерации,
Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и
т.п.);
в) региональный компонент – конституции, уставы,
законы и другие нормативные акты субъектов федерации по вопросам местного
самоуправления, отнесенным к их ведению Федеральным законом № 131-ФЗ от
06.10.2003 г.;
г) муниципальный компонент – уставы муниципальных
образований, муниципальные нормативные правовые акты, нормативные договоры и
соглашения, местные обычаи.
По виду источника муниципального права и его
юридической силе различаются:
а) международные договоры Российской Федерации;
б) Конституция Российской Федерации;
в) решения Конституционного Суда Российской Федерации;
г) федеральные конституционные законы и федеральные
законы;
д) конституции, уставы и законы субъектов федерации;
е) решения конституционных, уставных судов субъектов
федерации;
ж) подзаконные акты федеральных органов
государственной власти;
з) подзаконные акты органов государственной власти
субъектов федерации;
и) уставы муниципальных образований;
к) муниципальные нормативные акты и муниципальные
договоры;
л) местные обычаи (в случае их признания законом –
например, обычаи коренных малочисленных народов).
По виду субъектов принятия источники делятся на акты, принимаемые:
а) непосредственно народом Российской Федерации,
населением субъекта федерации или муниципального образования;
б) органами государственной власти Российской
Федерации или субъекта федерации;
в) органами местного самоуправления.
По содержанию регулируемых отношений источники муниципального права делятся на акты,
которые:
а) носят комплексный характер, так как регулируют
широкий круг вопросов местного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ от
06.10.2003 г.;
б) носят специальный характер, так как регулируют
только определенную сферу местного самоуправления (например, местный бюджет,
муниципальную собственность, муниципальную службу и т.д.).
[8]
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Мунмиципальное право Российской Федерации: учеб.
М., 2007. С.18.
|