В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.
Раздел 4. Правовые основы местного самоуправления
Лекция 4. Международный, федеральный и региональный компоненты регулирования местного самоуправления
3. Федеральный компонент правового регулирования местного самоуправления
Среди федеральных нормативных актов, регулирующих местное
самоуправление, ведущую роль играет Конституция Российской Федерации, имеющая
высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории государства. В
отличие от основных законов зарубежных федеративных государств, Конституция Российской
Федерации 1993 года уделяет значительное внимание местному самоуправлению.
Во-первых, в статье 3 местное самоуправление
закрепляется как форма народовластия, наряду с государственной властью.
Во-вторых, закрепляя местное самоуправление в качестве
одной из основ конституционного строя, признаваемых и гарантируемых
государством, Конституция установила, что органы местного самоуправления не
входят в систему органов государственной власти (статья 12).
В-третьих, согласно п. «н» статья 73 Конституции
установление общих принципов организации системы местного самоуправления
отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов федерации.
В-четвертых, отдельные аспекты местного самоуправления
затрагиваются при регулировании Конституцией других вопросов: равноправия всех
форм собственности, в том числе и муниципальной (статья 8); возможности
нахождения земли и других природных ресурсов в муниципальной собственности (статья
9); обязанности органов местного самоуправления и их должностных лиц соблюдать
Конституцию Российской Федерации и федеральные законы (статья 15), обеспечивать
каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (статья 24);
права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (статья
32), обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные
обращения в органы местного самоуправления (статья 33); обязанности органов
местного самоуправления по поощрению жилищного строительства, создания условий
для осуществления права на жилище, а также по бесплатному или за доступную
плату предоставлению жилья из муниципальных жилищных фондов малоимущим, иным
указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40); о бесплатном оказании
медицинской помощи гражданам в муниципальных учреждениях здравоохранения, а
также о принятии мер по развитию муниципальной системы здравоохранения (статья
41); статья 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального образования в муниципальных образовательных
учреждениях и предоставляет каждому право на конкурсной основе бесплатно
получить высшее образование в муниципальном образовательном учреждении;
обжалования в суд решений и действий (или бездействий) органов местного самоуправления
и их должностных лиц (статья 46).
И, наконец, правовому регулированию местного
самоуправления в Конституции Российской Федерации посвящена отдельная глава 8 «Местное
самоуправление» (статьи 130—133), воспроизводящая ряд принципов местного
самоуправления из ЕХМС.
Федеральное
законодательство включает в себя федеральные конституционные законы и
федеральные законы. Их можно подразделить
на специальные законы, посвященные исключительно местному самоуправлению, и законы,
которые наряду с другими вопросами затрагивают вопросы местного самоуправления.
Среди специальных законов основополагающую роль играет Федеральный закон № 131-ФЗ
от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» (в некоторых субъектах, отложивших введение местного
самоуправления до 01.01.2009 г., продолжает действовать Федеральный закон №
154-ФЗ от 28.08.1995 г. с аналогичным названием). Этот закон закрепляет
основные понятия, устанавливает общие правовые, территориальные,
организационные и экономические принципы местного самоуправления и определяет
государственные гарантии его осуществления. Только данным законом могут быть
определены вопросы местного значения, закрепляемые за конкретным видом
муниципального образования. Он устанавливает следующие полномочия федеральных
органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:
- определение общих
принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации,
устанавливаемых настоящим Федеральным законом;
- правовое регулирование по
предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской
Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов
государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного
самоуправления;
- правовое регулирование
прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
- правовое регулирование
прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных
государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральным
законом.
К специальным относятся и некоторые другие федеральные
законы, регулирующие отдельные аспекты осуществления местного самоуправления –
например: «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21.07.2005
года № 97-ФЗ, «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 года
№ 25-ФЗ. Так как муниципальное право является комплексной отраслью права,
правовые основы местного самоуправления закрепляются также в законах,
относящихся большей частью к другим отраслям права: в Гражданском кодексе,
Бюджетном кодексе, Налоговом кодексе, Семейном кодексе, Федеральном законе «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации»; Федеральном законе «Об образовании», и многих других.
В Указах Президента Российской Федерации,
постановлениях Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых
актах федеральных органов исполнительной власти, как правило, детализируются
полномочия органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности
муниципальных образований.
К федеральному компоненту правового регулирования
можно отнести также решения Конституционного Суда Российской Федерации, в
которых содержатся правовые позиции, разъясняющие соответствующие нормы
Конституции Российской Федерации. Будучи вызванными необходимостью официального
толкования неоднозначно понимаемых норм Конституции Российской Федерации, пробельностью
и несовершенством правового регулирования, многочисленными коллизиями различных
источников права, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации
играют большую роль в осмыслении и реализации конституционных норм о местном самоуправлении,
совершенствовании текущего законодательства и практики.
Хотя источником права является решение
Конституционного Суда Российской Федерации в целом, нормативное значение имеет
его центральный элемент, который получил название «правовая позиция
Конституционного Суда Российской Федерации». Именно в ней содержится
обязательная для всех интерпретация конституционных норм, правовых понятий,
доктринальное обоснование решения. Например, правовая позиция Конституционного
Суда Российской Федерации в отношении процедуры отзыва депутатов
представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований,
изложенная в постановлении от 2 апреля 2002 года № 7-П по делу о проверке конституционности
отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата
представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного
округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления,
выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном
округе»[9],
легла в основу принципиально нового подхода к регулированию данного института в
Федеральном законе № 131- ФЗ от 06.10.2003 г.
[9] Вестник
Конституционного Суда РФ. 2002 .№3.
|