В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.
Раздел 5. Территориальная организация местного самоуправления
Лекция 5. Муниципально-территориальное устройство
1. Понятие муниципально-территориального и административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, их соотношение
Категория
территориального устройства объединяет варианты распределения структурных
частей государственного механизма по его территории. Территориальное
устройство – это деление территории государства и дробление публичного
аппарата, преследующее цель наиболее эффективной организации властного
управления по всей территории страны. К видам территориального деления
относится федеративное, административно-территориальное и муниципально-территориальное
устройство.
В зависимости от
поставленной задачи территориального устройства – организация государственного
управления или местного самоуправления – оно будет соответственно федеративным
(или административным) либо муниципально-территориальным.
Используя
критерий правового статуса создаваемой территориальной единицы, выделяют процесс
территориальной децентрализации и территориальной деконцентрации публичного
аппарата управления. К первому способу распределения властных структур по территории
относится федеративное и муниципальное устройство. Ко второму –
административно-территориальное деление. При децентрализации создаются
полновесные публично-властные организации – субъекты федерации или
муниципальные образования. Получившиеся в результате федеративного или
муниципального деления территориальные единицы являются универсальными. В их
пределах осуществляют свою юрисдикцию самостоятельные публично-властные
организации, имеющие собственные «отграниченные» властные полномочия,
обособленное население, проживающее на территории универсальной единицы,
самостоятельный бюджет, формируемый за счет своих региональных или
соответственно муниципальных налогов и сборов, собственную систему правовых
актов.
При
деконцентрации властных полномочий создаются не относительно автономные
публичные властные организации, а всего лишь территориальные единицы, в
границах которых осуществляют свою юрисдикцию территориальные структурные
подразделения органов государственной власти. Административно-территориальная
единица не является, таким образом, универсальной. Более того, зоны юрисдикции
различных территориальных публичных органов могут пересекаться и наслаиваться
друг на друга. А иногда, такое несовпадение решает задачу обеспечения
самостоятельности образуемых отделов органов государственной власти, как в
случае с созданием апелляционных арбитражных округов, судебных участков мировых
судей сдвинутых территориально по отношению к подразделениям органов исполнительной
власти того же уровня.
Деконцентрация
власти направлена на приближение властного ресурса к объекту администрирования,
его локализации (численно, зонально, масштабно, пообъектно) с целью достижения
наибольшего эффекта управленческого воздействия. Также периферийные отделы
государственных органов, действующие в рамках административной единицы
доступнее для населения в географическом и временном отношении, располагают
некоторой свободой управленческого усмотрения, что дает возможность учитывать
особенности объекта властного воздействия.
Децентрализация
власти путем создания субъектов федерации и муниципальных образований нацелена
на эти же результаты, но позволяет достигнуть их с максимальным коэффициентом
эффективности. Способствуют качественному скачку показателей управления такие
факторы как самостоятельное осуществление компетенции, организационная
обособленность системы аппарата управления, выражающаяся в формировании их населением
субъекта Российской Федерации или муниципалитета, относительной финансовой
независимости, возможность законодательствовать в сфере вопросов своего ведения.
Властные полномочия реализуют такими же методами и способами, но государственными
должностными лицами и служащими, которые избраны региональным или местным сообществом,
несут ответственность перед ним, а не перед Центром, учитывая, в первую
очередь, интересы территории, к которой они сопричастны.
Муниципально-территориальное
устройство, таким образом, представляет собой деление территории субъекта Российской
Федерации на части в целях эффективной организации местного самоуправления. В
результате такого деления создаются универсальные территориальные единицы,
которые выступают основой существования публично-властной организации –
муниципального образования.
Административно-территориальное
устройство – деление территории Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации на части в целях наиболее эффективной
организации государственного управления. Получившиеся в результате этого
деления территориальные единицы не универсальны и очерчивают пространственные
пределы юрисдикции органов исполнительной или судебной власти. Следует
различать административно-территориальное устройство Российской Федерации и
административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации Российская
Федерации при установлении границ своих административно-территориальных единиц
(и соответственно создании территориальных структурных подразделений
федеральных органов) не связана федеративным устройством и
административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации, хотя
вправе его учитывать.
Существует три
варианта соотношения учрежденных административно-территориальных единицы с
муниципально-территориальным устройством. Во-первых, совпадение
муниципально-территориального и административно-территориального устройства.
Закон Красноярского края «Об административно-территориальном устройстве
Красноярского края» декларирует совпадение административно-территориального
устройства с муниципально-территориальным делением в крае. Изменение границ муниципальрных
образований влечет изменение границ административно-территориальных единиц.
Статусом административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации,
как правило, наделяются являются округа, районы, населенные пункты.
Во-вторых, несовпадение
административно-территориального и муниципального устройства. Органы государственного
управления действуют в рамках, создаваемых административных (судебных) округов,
территориально не совпадающими с муниципальными образованиями.
В-третьих, частичное совпадение
административно-территориального и муниципально-территориального устройства. В
этой модели часть муниципальных образований одновременно имеет статус
административно-территориальной единицы. В административном центре
муниципалитета располагаются периферийные органы федеральной и региональной
власти. Хотя упомянутый Закон Красноярского края формулирует первый вариант их
соотношения, но фактически признает статус административных единиц только за
муниципальными районами и городскими округами. Два района Красноярского края
(Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский) в соответствии с ФКЗ «Об образовании
в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате
объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского округов» являются
административно-территориальными единицами края с особым статусом.
Возникающее совпадение муниципально-территориальных и
административно-территориальных единиц связано с совпадением методов и способов
государственного и муниципального управления. Любое территориальное деление
(федеративное, административное, муниципальное) обусловлено влиянием
естественно-географических факторов, национальным, конфессиональным составом
населения, системой хозяйственных и социальных, культурных в историческом плане
связей уже сформировавшихся.
В Красноярском крае зарегистрировано 1703 населенных
пункта, где проживают 718 479 человек. 201 – до 50 человек; 115 – до 10
человек; 74 – не живет никто (по данным Красстата // Аргументы и факты. 2009. №
25).
|