В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.
Раздел 6. Компетенция муниципальных образований
Лекция 7. Полномочия местного самоуправления в отдельных сферах жизнедеятельности муниципального образования
4. Полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения
Жилищный
кодекс более широко формулирует полномочия органов местного самоуправления в
жилищной сфере, нежели Федеральный закон № ФЗ-131. Так, если в последнем к
вопросам местного значения отнесено только предоставление малоимущим гражданам
жилых помещений на условиях договора социального найма, то нормы Жилищного
кодекса включают в полномочия муниципалитетов и действия в отношении муниципального
жилого фонда и немуниципального. В том числе, в отношении муниципального
жилищного фонда органы местного самоуправления как собственники: ведут учет
муниципального жилищного фонда; устанавливают размера дохода, приходящегося на
каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов
семьи и подлежащего налогообложению, чтобы признать лиц малоимущими и предоставить
им жилые помещения; ведут в установленном порядке учета граждан в качестве
нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
определяют порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного
жилищного фонда; предоставляют в установленном порядке малоимущим гражданам по
договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В
отношении всех видов жилых помещений органы местного самоуправления осуществляют:
принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых
помещений в жилые помещения; согласование переустройства и перепланировки жилых
помещений; определение порядка получения документа, подтверждающего принятие
решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки
жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и
перепланировки жилых помещений; проведение собраний собственников многоквартирных
жилых домов для выбора способа управления; обеспечивают равные условия для деятельности
управляющих организаций; предоставляют управляющим организациям, ТСЖ и жилищным
кооперативам бюджетные средства на капремонт жилфонда; оказывают содействие
повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными
домами; могут разработать, утвердить и опубликовать примерные условия или примерные
формы договоров.
ФЗ-131 включает
в число вопросов местного значения поселений организацию в границах поселения
электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения
населения топливом. В том числе, регулирование тарифов на товары и услуги
организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги
организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере
электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной
инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение,
надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса,
надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Органы муниципальных районов организуют
в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений, а также
утверждают коммунальные тарифы, если потребители таких коммунальных услуг
проживают на территории нескольких поселений.
Органы городских
округов на своей территории осуществляют обе группы полномочий в коммунальной
сфере.
Детально
полномочия по регулированию тарифов на услуги предприятий коммунального
комплекса устанавливает Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ (ред. от
18.10.2007 г.) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Он включает в полномочия органов местного самоуправления в области регулирования
тарифов и надбавок:
1) утверждение в
соответствии с документами территориального планирования муниципальных
образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
2) утверждение
инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем
коммунальной инфраструктуры;
3) установление
надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Органы местного
самоуправления также:
1) определяют
метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального
комплекса;
2) устанавливают
систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей
товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
3) согласовывают
производственные программы организаций коммунального комплекса;
4) утверждают
технические задания по разработке инвестиционных программ организаций
коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
5) рассматривают
проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию
систем коммунальной инфраструктуры;
6) осуществляют
расчет цен (тарифов) для потребителей;
7) устанавливают
тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к
тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с
предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской
Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение
к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального
комплекса на подключение;
8) публикуют
информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об
инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах
мониторинга выполнения этих программ;
9) участвуют в
разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной
инфраструктуры;
10) заключают с
организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной
инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ
организаций коммунального комплекса;
11) осуществляют
мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ;
12) привлекают
соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов
производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им
тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг
организаций коммунального комплекса;
13) принимают
решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных
настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями
коммунального комплекса;
14) запрашивают
информацию у организаций коммунального комплекса, предусмотренную настоящим
Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Органы
регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги
организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем
коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения
и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов,
в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые
с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в
натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса,
а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры,
тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и
услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для
потребителей.
Наделены органы
местного самоуправления также полномочиями создание условий для обеспечения
жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового
обслуживания.
|