В.С. Кашо, О.В. Роньжина
Муниципальное право России
Краткий конспект лекций по курсу. Новосибирск, СФУ, 2009.
Раздел 8. Органы и должностные лица муниципального образования
Лекция 11. Глава муниципального образования. Местная администрация
1. Должность главы муниципального образования: понятие, наименование главы муниципального образования, функции
В части 1 статьи
36 ФЗ-131 дается легальное определение должности «глава муниципального»
образования, как высшего должностного лица муниципального образования,
наделенного уставом муниципального образования собственными полномочиями по
решению вопросов местного значения.
В доктрине лицо,
возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления, называют
также «мэром». Основная цель введения данной должности – осуществить
персонификацию муниципального образования во вне в виде одного лица. Муниципальное
образование, являясь публично-властной организацией, не может реализовывать
свою правосубъектность непосредственность. Права и обязанности, законные интересы
муниципального образования как субъекта права представляет муниципальный
аппарат. Все действия органов и должностных лиц муниципального образования представляют
собой выраженную волю местного сообщества, имеющего статус публичного
образования. Между органами и должностными лицами местного самоуправления распределена
компетенция по решению вопросов местного значения. Каждый из органов,
должностных лиц представляет интересы и права муниципалитета в какой-либо сфере
и отрасли.
Тем не менее,
существует потребность во всей совокупности органов и должностных лиц местного
самоуправления выделить такого субъекта, который «по умолчанию» правовых
предписаний следует рассматривать как надлежащего представителя муниципалитета.
Также потребность в «основном, главном» представителе возникает в связи с потенциальной
возможностью появления рассогласований в позициях различных органов местного
самоуправления, обязанных формулировать волю коллектива местного сообщества.
Таким образом,
должность главы муниципального образования, как и должность «главы
государства», «высшего должностного лица субъекта РФ» учреждается для того,
чтобы представлять по общему правилу во всех отношениях публично-властную организацию,
персонифицировать ее, формулировать волю территориального коллектива как
субъекта права.
Собственно
«мэрские» полномочия, ради которых создается должность главы муниципального
образования, указаны в части 4 статьи 36 ФЗ-131, где указывается, что глава
муниципального образования: а) представляет муниципальное образование в отношениях
с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами
государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует
от имени муниципального образования; б) подписывает и обнародует в порядке,
установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые
представительным органом муниципального образования; в) издает в пределах своих
полномочий правовые акты; г) вправе требовать созыва внеочередного заседания
представительного органа муниципального образования.
Эту должность
именуют политической, а иногда и церемониальной, поскольку она в ряде случае
воспринимается как символ существования публично-властной организации, что чаще
всего проявляется, конечно, на уровне больших государств, когда рассматриваются
функции короля, императора, главы государства.
Принципы
правового статуса главы муниципального образования:
1. Федеральный
закон № 131«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» в отличие от предыдущего Федерального закона 1995 года с тем же
наименованием устанавливает должность главы муниципального образования как
обязательный элемент структуры органов местного самоуправления. Если в
отношении представительного органа возможна его замена на сход граждан в небольших
поселениях с численность избирателей менее 100 человек, то по должности главы
муниципалитета никаких исключений не устанавливается.
2. Правовое
положение главы муниципального образования определяется уставом муниципального
образования в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Гарантии правового статуса главы муниципального образования вводятся также законами
субъектов Российской Федерации.
3. Должность
главы муниципального образования является выборной. Федеральное
законодательство в полной мере учитывает международные избирательные стандарты
разумной ротации. Срок полномочий главы муниципального образования устанавливается
уставом муниципального образования в пределах от двух до пяти лет.
4. Наименование
должности главы муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской
Федерации с учетом исторических и иных местных традиций и особенностей.
Законодательство Красноярского края приводит наименование должности главы
муниципального образования во всех муниципалитетах к единой формуле. Название
этой должности включает слова «глава» и слова или словосочетания, указывающие
на тип муниципального образования и «имя» самого муниципалитета. Соответственно,
в законе Красноярского края от 20.06.2006г. № 19-4805 (ред. от 03.04.2008г.) «О
наименованиях представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных
образований и местных администраций в Красноярском крае» выделяются главы
муниципальных районов, главы сельсоветов, главы поселков и главы городских
округов.
5. Должность
главы муниципального образования по требованию ФЗ-131 не может быть учреждена
как самостоятельная. Она всегда совмещена либо с должностью главы местной
администрации, либо с председателя представительного органа муниципального
образования, либо с двумя этими должностями сразу (только для сельских
поселений). Зависит совмещение функций от структуры органов местного
самоуправления, закрепленного в уставе муниципального образования.
6. Глава
муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и
представительному органу муниципального образования.
7. Законодатель
устанавливает правовые гарантии для осуществления полномочий главы
муниципального образования (иммунитеты и привилегии). В то же время в целях
обеспечения публичных интересов, противодействия злоупотреблением служебным положением
вводятся и ограничения для лиц, замещающих эту должность.
|