А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.
Лекция 9. Дипломатическое и консульское право
4. Общие правовые аспекты деятельности и возможностей дипломатической миссии
Статья 3 Венской конвенции о дипломатических
сношениях 1961 г. предусматривает, что:
а) аккредитующее государство должно убедиться в
том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно
предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве;
б) государство пребывания не обязано сообщать
аккредитующему государству мотивы отказа в агремане.
В этом и других отношениях принимающему
государству принадлежит право отказа и контроля, поскольку именно от него
должно исходить разрешение на учреждение представительства. Отказ в агремане
может не сопровождаться объяснением его мотивов.
Назначение главы дипломатического
представительства проходит четыре стадии:
- запрос агремана;
- назначение на должность;
- прибытие в страну назначения;
- официальное вступление в должность после вручения
верительной грамоты.
Предполагаемый глава представительства
назначается на свою должность только после получения положительного ответа на
запрос агремана. Вступление главы представительства в должность связано с
вручением им своих полномочий (верительные грамоты для послов и посланников,
аккредитуемых при главе государства; верительные письма для поверенных в делах,
аккредитуемых при главе ведомства иностранных дел) органу или должностному
лицу, при котором он аккредитуется.
На остальных членов дипломатического персонала
агреман не запрашивается, и они после своего назначения и прибытия в страну
считаются приступившими к исполнению служебных обязанностей с момента
уведомления компетентных властей (обычно министерства иностранных дел)
государства пребывания. Имеется особенность в отношении военных атташе – многие
государства придерживаются практики, являющейся по существу разновидностью
запроса агремана.
Совокупность членов дипломатического персонала
иностранных дипломатических представительств в данном государстве и членов их
семей в широком смысле образуют дипломатический корпус. В узком смысле – это
совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных
в данном государстве.
К функциям дипломатического представительства относятся:
- представительская функция (выступление от имени
аккредитующего государства);
- защита интересов аккредитующего государства и его
граждан;
- ведение переговоров с правительством государства
пребывания;
- развитие дружественных отношений между
аккредитующим государством и государством пребывания;
- консульская функция;
- функция информирования своего правительства о
стране пребывания.
Дипломатическая миссия может прекратить свою
деятельность в следующих случаях:
-
при прекращении
государствами поддержания официальных отношений без их разрыва;
-
при разрыве
дипломатических отношений;
-
при вооруженном
конфликте;
-
при исчезновении
одной из сторон в качестве субъекта международного права (например, в
результате слияния с другим государством);
-
при социальной
революции в одном из поддерживающих отношения государств или даже просто при
неконституционной смене правительства (это крайне редкий случай).
Функции члена дипломатического персонала могут
прекратиться в связи с его отозванием по тем или иным причинам, объявлением его
persona non grata (нежелательным лицом), в случае так называемого
дисмисла, т. е. объявления дипломата частным лицом, или отказа дипломата
выполнять свои функции.
|