А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.
Лекция 13. Международное морское право
4. Правовой режим внутренних вод
Согласно международно-правовым
источникам в состав территории каждого государства, имеющего морское побережье,
входят внутренние воды. Международные соглашения и национальные законы стран
относят к ним воды, «находящиеся между берегом государства и прямыми исходными
линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря».
Для прибрежного государства
внутренними водами считаются:
а) акватории портов, ограниченные
линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических
и других сооружений портов;
б) море, полностью окруженное сушей
одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега
естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству;
в) морские бухты, губы, лиманы и заливы,
берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в
которые не превышает 24 морских миль. Имеется исключение - когда ширина входа в
залив (бухту, губу, лиман) больше 24 морских миль, для отсчета внутренних
морских вод внутри залива (бухты, губы, лимана) проводится от берега к берегу
прямая исходная линия в 24 морских миль таким образом, чтобы этой линией было
ограничено возможно большее водное пространство.
Другим исключением является правило
применяемое к «историческим заливам»: независимо от ширины входа в них,
считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической
традиции.
В международно-правовых документах
закреплено, что правовой режим внутренних вод устанавливается прибрежным
государством по его усмотрению, то есть внутренние морские воды находятся под
исключительным суверенитетом прибрежного государства (в Российской Федерации, в
частности, действует Федеральный закон 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»). Исключение
составляют случаи вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также
воды открытых портов.
В международной практике прибрежные
государства часто в интересах развития международных отношений открывают многие
из своих торговых портов для свободного захода иностранных судов. Обычно для
этого государства заключают между собой договоры, которые регламентируют рядок
захода и правовой режим пребывания в портах торговых судов договаривающихся
государств. В Российской Федерации, например, такой порядок определен «Общими
правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на
подходах к ним» 1993 г.
В силу международного обычая и
практики государств, во внутренних водах на иностранных судах внутренний
распорядок (в частности, отношения между капитаном и экипажем судна)
регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.
|