А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.
Лекция 13. Международное морское право
7. Правовой режим международных проливов
Проливы – это естественные морские
пути, соединяющие отдельные моря и океаны и регулярно используемые для
международного судоходства.
Для понимания правового режима
морских проливов необходимо учитывать следующие два основополагающих
обстоятельства:
1. географическое положение того или
иного пролива;
2. его значение для международного
судоходства.
В международно-правовой практике
международными считаются те проливы, которые используются для международного
судоходства и соединяющие между собой либо части открытого моря (или
исключительных экономических зон), либо часть открытого моря (или
исключительной экономической зоны) с территориальным морем другого государства.
Однако международные проливы понимаются и как кратчайшие морские пути,
связывающие между собой не только континенты и страны, но и отдельные части
одного и того же государства.
В международной практике считается,
что, например, Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Сингапурский, Малаккский,
Баб-эль-Мандебский, Ормузский и другие проливы являются мировыми морскими
путями, открытыми для свободного или беспрепятственного мореплавания и
воздушной навигации всех стран. В силу международных соглашений, международных
обычаев и практики государств для таких проливов был исторически установлен
принцип свободы прохода судов и пролета самолетов всех стран. Однако в
отношении каждого конкретного пролива действует свой особый правовой режим.
Общим является то, что в Конвенцию
ООН по морскому праву 1982 г. было включено следующее положение: в проливах,
используемых для международного судоходства, все суда и летательные аппараты
пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий,
то есть правом на осуществление свободы судоходства и воздушной навигации.
В упомянутой Конвенции ООН в
самостоятельную категорию выделены также проливы, используемые для
международного судоходства, в которых применяется не транзитный проход, а режим
мирного прохода. Это проливы:
либо образуемые островом государства,
граничащего с проливом, и его континентальной частью, при условии что в сторону
моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных или
гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической
зоне;
либо расположенные между частью
открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем
другого государства. Не допускается никакого приостановления мирного прохода
через такие проливы.
Ряд проливов, используемых для
международного судоходства, ведет в закрытые моря, которые не служат по своему
географическому положению для целей транзита. К таким проливам относятся
Балтийские проливы и Черноморские проливы. Их правовой режим регулируется
специальными международными соглашениями и международными обычаями.
В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. содержатся положения, учитывающие также особые интересы государств, граничащих с проливами, в
области безопасности, рыболовства, борьбы с загрязнением, соблюдением
таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов и правил.
|