Вл.Т. Батычко
Уголовный процесс Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.
Тема 20. Производство по уголовным делам, рассматриваемым с участием присяжных заседателей
2. Подготовительная часть судебного заседания в суде с участием присяжных заседателей
Подготовительная часть судебного
заседания в суде с участием присяжных заседателей состоит из двух этапов.
Первый этап проводится в соответствии
с общими требованиями гл. 36 УПК РФ и включает в себя разрешение судьей всего
круга вопросов, связанных с обеспечением надлежащей процедуры предстоящего
судебного следствия. Еще до того как стороны приступят к формированию коллегии
присяжных заседателей, судья должен выполнить требования ст. 261—272 УПК:
открыть судебное заседание, объявить, какое дело подлежит разбирательству,
разрешить заявленные отводы, выяснить, кто явился по делу, установить личность
подсудимого, разъяснить ему и всем участникам процесса их права и обязанности,
разрешить заявленные ходатайства. Особое внимание должно быть уделено
разъяснению сторонам принадлежащих им прав отвода присяжных заседателей, а
также, тех дополнительных прав и обязанностей, которые вытекают из процедуры
рассмотрения дела с участием присяжных заседателей.
Второй этап подготовительной части
судебного разбирательства непосредственно связан с формированием коллегии
присяжных заседателей. Собственно формирование названной коллегии начинается
после доклада секретаря судебного разбирательства о явке в суд кандидатов в
присяжные заседатели. Если в суд явилось менее 20 кандидатов,
председательствующий, дает распоряжение о дополнительном вызове в суд присяжных
заседателей.
Секретарь судебного заседания или
помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из
находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки и
проверяет наличие обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве
присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела, перечисленных в ч. ч. 2 и 3 ст. 3 и п. 2 ст. 7
Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях
федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»[162].
Список с указанием фамилий, имен, отчеств и домашних адресов хранится в
канцелярии суда, к материалам дела не приобщается и сторонам не вручается.
Данный список необходим для последующей работы по приглашению кандидатов в
присяжные заседатели, обеспечению их явки в судебное заседание, поэтому он и
называется предварительным. Это необходимо также в целях безопасности,
предупреждения возможного воздействия на присяжных заседателей и т.п. В
дальнейшем на основании такого предварительного списка будет сформирована
коллегия присяжных заседателей.
Согласно требованиям ст. 4 указанного
Закона общие и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели составляет
высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые четыре
года, включая в них необходимое для работы соответствующего суда количество
граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ. Число граждан,
подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта
РФ от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать
соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с
числом граждан, постоянно проживающих в субъекте РФ. Число граждан, подлежащих
включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет
не более 1/4 числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в
общий список кандидатов в присяжные заседатели.
Сотрудники суда, отвечающие за
списки, должны строго следить за всеми изменениями в списках. Если не будут
приняты во внимание внесенные и представленные своевременно суду изменения
списков кандидатов в присяжные заседатели и в рассмотрении дела примут участие
граждане, утратившие право быть присяжными заседателями, то приговор суда
подлежит отмене в связи с незаконным составом суда.
Отбор кандидатов в присяжные заседатели
из общего и запасного списков производится путем случайной выборки, как
правило, при помощи компьютера, например каждый 10-й, 50-й, 100-й. При этом
проводится проверка наличия обстоятельств, препятствующих участию лица в
качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела в той степени, в
которой это возможно на данном этапе.
Исходя из положений ст. ст. 2, 3, 7 указанного Закона, в
осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей имеют право
участвовать граждане РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели.
В списки кандидатов в присяжные заседатели не включаются, а если были включены,
то исключаются лица: 1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в
присяжные заседатели возраста 25 лет; 2) имеющие непогашенную или неснятую
судимость; 3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в
дееспособности; 4) состоящие на учете в наркологическом или
психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании,
токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
Процедура формирования коллегии
осуществляется по правилам закрытого судебного заседания и включает в себя:
а) вступительное слово
председательствующего, в котором он представляется кандидатам в присяжные
заседатели, ставит их в известность о том, какое дело подлежит слушанию с их
участием, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства,
объясняет задачи и условия участия присяжных в отправлении правосудия по
данному делу. Особо подчеркивается обязанность кандидатов правдиво ответить на
задаваемые им сторонами или судом вопросы;
б) опрос кандидатов в присяжные
заседатели и разрешение заявленных самоотводов, который преследует цель
своевременно выяснить, нет ли обстоятельств, которые препятствуют кандидату
участвовать в судебном заседании.
Ст. 3 указанного Закона определяет
требования, предъявляемые к присяжным заседателям, которые должны быть доведены
до сведения явившихся кандидатов, для того чтобы они знали, по каким основаниям
им может быть заявлен отвод. Председательствующий должен сообщить присяжным,
что в связи с процедурой отводов им будут заданы вопросы, на которые они
обязаны отвечать правдиво, а также должны предоставлять необходимую информацию
о себе и отношениях с другими лицами, участвующими в деле. Судья также должен
поставить в известность присяжных об ответственности, предусмотренной законом
за нарушение указанной обязанности. Каждый из явившихся кандидатов имеет право
указать на уважительные причины, препятствующие ему исполнить обязанности
присяжного заседателя, а также заявить самоотвод. По заявленным самоотводам
обязательно выслушивается мнение сторон. Решение принимается
председательствующим путем исключения кандидата из предварительного списка;
в) мотивированные и немотивированные
отводы кандидатов в присяжные сторонами. Каждому из явившихся в суд
кандидатов в присяжные заседатели может быть заявлен мотивированный отвод
сторонами.
Основания для такого отвода как
общие, т.е. те же, что и для профессионального судьи (ст. 61 УПК РФ), так и
особенные, специально предусмотренные для кандидатов в присяжные (неснятая
судимость, признанная судом недееспособность и т.п.). Основанием для подобного
отвода может быть и излишняя информированность кандидата об обстоятельствах
рассматриваемого дела, благодаря которой у него уже могло сложиться
определенное мнение по данному делу, а также иные жизненные обстоятельства,
которые могут препятствовать присяжному быть объективным и беспристрастным в
этом деле (например, он или его родственники уже были потерпевшими по
аналогичному делу).
Закон не ограничивает число отводов
(мотивированных) по предусмотренным в законе основаниям, поскольку они являются
безусловными для отстранения кандидата от участия в деле. Если в результате
удовлетворения заявленных самоотводов и отводов в списке остается менее 18
кандидатов в присяжные заседатели, председательствующий дает указание о вызове
в суд дополнительных кандидатов, также отобранных путем случайной выборки.
Если количество оставшихся кандидатов
составляет 18 лиц и более, председатель предлагает сторонам воспользоваться
правом на немотивированные отводы. Каждая из сторон может воспользоваться им
дважды (п. 2 ч. 5 ст. 327 УПК РФ). Немотивированные отводы предусмотрены для
того, чтобы стороны могли исключить из числа кандидатов в присяжные тех,
которые их не устраивают, но в то же время раскрывать причины этого они не
считают возможным.
Первым производит немотивированный
отвод государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию с другими
участниками на стороне обвинения. Затем право немотивированного отвода
переходит к стороне защиты. Защитнику подсудимого не принадлежит
самостоятельное право немотивированного отвода кандидата в присяжные, а потому
он реализует таковое только тогда, когда это поручает ему подсудимый, о чем он
должен сообщить суду.
Разрешив вопросы, связанные с
отводом, судья дает указание секретарю судебного заседания или помощнику судьи
составить список оставшихся кандидатов (которых должно быть не менее 14) в той
последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.
Если количество кандидатов в
присяжные превышает 14 человек, в список поочередно вносятся первые 14 по
списку. При этом первые 12 отобранных лиц образуют (комплектную) коллегию
присяжных заседателей, два последних — участвуют в судебном разбирательстве в
качестве запасных. Председательствующий оглашает фамилии, имена, отчества
присяжных заседателей, занесенных в протокол судебного заседания. Они занимают
отведенное место на скамье присяжных заседателей, а запасные — располагаются
отдельно.
Дополнительным основанием для
(возможного) отвода всей коллегии присяжных заседателей является (возможное)
заявление сторон о ее тенденциозности, связанной с тем, что вследствие
особенностей рассматриваемого уголовного дела образованная коллегия может
оказаться неспособной вынести объективный вердикт. Подобное заявление
разрешается председательствующим, с учетом мнения сторон, в совещательной
комнате. Признав указанное заявление обоснованным, председательствующий вправе распустить
данную коллегию присяжных и возобновить подготовку к рассмотрению данного дела
с момента случайной выборки нового состава кандидатов в присяжные заседатели
(ст. 330 УПК);
г) выбор старшины присяжных производится
составом комплектных присяжных заседателей в совещательной комнате открытым
голосованием. Избранным считается присяжный, получивший большинство голосов.
Старшина имеет равные процессуальные права с остальными присяжными
заседателями. Вместе с тем именно он руководит ходом (возможных) совещаний
присяжных, через него последние общаются с председательствующим, он оглашает в
совещательной комнате вопросы вердикта, записывает ответы на них и подсчитывает
голоса, удостоверяет сам вердикт.
После выбора старшины присяжные
возвращаются в зал судебного заседания и председательствующий приводит их к
присяге;
д) процесс формирования коллегии
присяжных заседателей завершается подробным разъяснением присяжным их прав и
обязанностей (ст. 333 УПК РФ).
[162]
Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3528.
|