Вл.Т. Батычко
Уголовный процесс Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.
Тема 1. Уголовно-процессуальное право
3. Источники уголовно-процессуального права
Уголовно-процессуальная деятельность регламентируется
множеством различных нормативно-правовых актов, которые принимают в рамках
своей компетенции различные государственные органы.
Источники уголовно-процессуального права - это нормативно-правовые акты, принимаемые
органами государства, в которых содержатся уголовно-процессуальные нормы.
Однако все источники уголовного процесса имеют жесткую
систему, в которой каждый из них занимает свое определенное место.
Система источников уголовного процесса выглядит
следующим образом:
- Конституция РФ;
- общепризнанные принципы и нормы международного права
и международные договоры РФ;
- Федеральные конституционные законы РФ;
- Федеральные законы и кодексы;
- Постановления Конституционного Суда РФ;
- Указы Президента РФ;
- Постановления Правительства РФ;
- Ведомственные и межведомственные нормативно-правовые
акты (приказы и инструкции);
- Постановления пленумов Верховного Суда РФ;
- Законы субъектов РФ.
Не имея возможности рассмотреть все источники
уголовно-процессуального права, дадим характеристику только некоторым из них,
имеющих наибольшую значимость для уголовного судопроизводства.
Конституция РФ не только занимает высшую ступень в иерархии действующих
нормативно-правовых актов, но и традиционно служит основополагающей юридической
базой для любой отрасли права и законодательства. Положения Конституции РФ
обладают высшей юридической силой и имеют прямое действие на всей территории
России. Анализ норм, изложенных в самой Конституции РФ показывает, что многие
из них напрямую относятся к уголовно-процессуальному законодательству и находят
свое отражение в УПК РФ.
Общепризнанные принципы и нормы
международного права,
закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, а также
международные договоры Российской Федерации являются составной частью
законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство, причем они являются
более приоритетным источником уголовно-процессуального права даже по сравнению
с УПК в силу прямого действия предписаний ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[7].
Пленум Верховного Суда РФ в
Постановлении от 31.10.95 № 8 «О некоторых вопросах применения судами
Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (далее -
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95) также указал: «Судам при
осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы
и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и
иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека,
Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об
экономических, социальных и культурных правах), являются в соответствии с ч. 4
ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы и подлежат
непосредственному применению в уголовном судопроизводстве»[8].
Пленум внес определенную ясность и
вопрос о том, какими же именно международно-правовыми актами следует
руководствоваться при применении тех или иных норм международного права в
практической деятельности по расследованию и раскрытию преступлений и судебному
разрешению дел. Так, учитывая специфику уголовного судопроизводства, из всей
совокупности международно-правовых актов о правах человека в качестве
источников уголовно-процессуального права следует, прежде всего, выделять: 1)
Всеобщую декларацию прав человека (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от
10.12.48); 2) Международный пакт о гражданских и политических правах от
16.12.66; 3) Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов
(Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.85); 4) Минимальные стандартные
правила обращения с заключенными; 5) Свод принципов защиты всех лиц,
подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме.
При этом необходимо учитывать, что
пленум Верховного Суда РФ в п. 3 Постановления от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении
судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4
ноября 1950 года и Протоколов к ней»[9] разъяснил судам, что в тех случаях, когда
законодательство Российской Федерации предусматривает более высокий уровень
защиты прав и свобод человека по сравнению со стандартами, гарантируемыми Конвенцией и Протоколами к ней в толковании ЕСПЧ, судам следует
применять положения, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации.
Однако при этом следует иметь в виду, что такой подход допустим применительно к
защите не любых прав и свобод человека и гражданина, а лишь тех из них, которые
гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней.
Федеральные конституционные
законы, как источники права,
впервые названы в Конституции 1993 г. Ранее действующее законодательство РФ
подобной формы выражения права не предусматривало. В настоящее время в нашей
стране принят ряд ФКЗ, отдельные нормы, которые имеют непосредственное
отношение к правовому регулированию уголовно-процессуальной деятельности.
Достаточно весомый вклад в надлежащую
правовую регламентацию уголовно-процессуальной деятельности по отправлению правосудия
внес и ФКЗ от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее
- ФКЗ от 31.12.96), нормы которого (наряду с Конституцией) закрепляют основы
судебной системы РФ (ст. 1-4); основные принципы судебной деятельности (ст.
5-10), основы правового статуса судей в РФ (ст. 11-15), порядок создания,
упразднения и компетенцию судов общей юрисдикции (ст. 17-28) и другие
положения, относящиеся к судебной деятельности.
Статьи 98, 101 - 103 ФКЗ от 21.07.94
№ 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее - ФКЗ от 21.06.94)
более полно урегулировали уголовно-процессуальные основания для (временного)
приостановления производства по уголовному делу.
Нормы, относящиеся, так или иначе, к
уголовному судопроизводству, содержатся и в других ФКЗ, о которых будет
упомянуто в дальнейшем.
Учитывая, что в иерархии правовых
актов нормы федеральных конституционных законов имеют приоритет перед нормами
федеральных законов, они должны применяться в уголовном процессе
непосредственно, несмотря, например, на отсутствие прямого указания на это в
нормах самого УПК РФ (ст. 7).
Львиную долу среди источников
уголовно-процессуального права являются федеральные законы и кодексы, среди
которых основным является Уголовно-процессуальный кодекс РФ,
основанный на Конституции РФ, который непосредственно устанавливает порядок
уголовного судопроизводства на территории РФ (ч. 1 ст. 1 УПК РФ). Производство
по уголовным делам на территории РФ во всех случаях ведется в соответствии с
УПК РФ. Установленный УПК РФ порядок судопроизводства является обязательным по
всем уголовным делам и для всех судов, органов прокуратуры, органов предварительного
следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного
судопроизводства. Это не исключает того, что УПК РФ может устанавливать
особенности производства по отдельным категориям дел (например, производство о
применении принудительных мер медицинского характера).
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации был
принят 22 ноября 2001 года и введен в действие с 1 июля 2002 года. Действующие
на территории Российской Федерации федеральные законы и иные нормативные
правовые акты, связанные с Уголовно-процессуальным кодексом Российской
Федерации, подлежали приведению в соответствие с Уголовно-процессуальным
кодексом Российской Федерации.
Структура Кодекса отражает содержание
уголовно-процессуальной деятельности суда, органов предварительного
расследования и прокуратуры по расследованию преступлений и судебному
разрешению дел в строгой последовательности этапов и стадий, в которых она
развивается, обеспечивая реализацию целей и задач уголовного судопроизводства.
Весь нормативный материал действующего УПК РФ сгруппирован в шести частях,
которые в свою очередь разделены на разделы, главы и статьи.
В первой части «Общие
положения» закреплены нормы, отражающие основы, относящиеся ко всем стадиям
уголовного процесса, всем его производствам и участникам. В этих нормах
закреплены цели и задачи уголовного судопроизводства, его принципы, правовой
статус (права и обязанности) участников уголовного процесса, раскрывается
понятие доказательств и процесс доказывания, цели, основания и порядок
применения мер пресечения и иных мер процессуального принуждения, требования,
предъявляемые к протоколам и иным процессуальным документам, общее понятие
процессуальных сроков и процессуальных издержек, правила реабилитации в
уголовном процессе.
Во второй части «Досудебное
производство» изложены нормы, посвященные досудебному производству, в которых
рассматриваются вопросы, связанные с возбуждением уголовного дела и проведением
предварительного расследования в форме дознания либо предварительного
следствия.
В третьей части «Судебное
производство» урегулированы вопросы и процедуры назначения дела к судебному
разбирательству, разбирательства дела по существу в суде первой инстанции,
включая особый порядок судебного разбирательства, процессуальная форма апелляционного,
кассационного и надзорного уголовного судопроизводства, призванных к судебной
проверке законности, обоснованности и справедливости вынесенных судебных решений,
порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, вступившего в
законную силу.
Четвертая часть УПК РФ
регулирует особый порядок уголовного судопроизводства в отношении
несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых), лиц, нуждающихся в применении
принудительных мер медицинского характера, и в отношении отдельных категорий
лиц, обладающих тем или иным иммунитетом.
В пятой части «Международное
сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» впервые непосредственно в
нормах УПК РФ урегулирован весь комплекс проблем и вопросов, связанных с
порядком взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с
соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных
государств и международными организациями, а также с порядком выдачи
(экстрадицией) лица для уголовного преследования или исполнения приговора.
Шестая часть, которая была введена 4 июля 2003 года[10], посвящена бланкам процессуальных документов. Это
было связано, прежде всего, с необходимостью универсализации уголовного
судопроизводства и приведение документов к единому образу. Однако в последствии
законодатель 5 июня 2007 года[11] исключил из законодательства бланки процессуальных
документов, оставив только ч. 2 в ст. 474 УПК РФ. Это было связано с
существенными изменениями, внесенными в Уголовно-процессуальный кодекс и
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с тем, что
законодатель существенно ограничил роль прокуратуры в осуществлении
уголовно-процессуальной деятельности. До сегодняшнего дня новых бланков
процессуальных документов в УПК разработано и включено на законодательном
уровне не было.
К источникам уголовно-процессуального
права можно отнести: Уголовный кодекс РФ (в дальнейшем УК РФ);
Уголовно-исполнительный кодекс РФ (в дальнейшем УИК РФ); Гражданский
процессуальный кодекс РФ (в дальнейшем ГПК РФ); Арбитражный процессуальный кодекс
РФ (в дальнейшем АПК РФ) и другие, которые в той или иной мере содержат нормы,
которые регулируют уголовно-процессуальные отношения.
К правовому регулированию ряда
уголовно-процессуальных отношений призваны и правовые нормы, которые содержатся
в других федеральных законах. Имея свой предмет правового
регулирования, как правило, не связанный со сферой уголовного судопроизводства,
эти законы относятся либо к другим отраслям права, либо имеют межотраслевой
характер. Они рассматриваются как источники уголовно-процессуального права[12].
К их числу можно отнести следующие
федеральные законы: от 26.06.92 № 3132-1 «О статусе судей в Российской
Федерации» (далее - ФЗ от 26.06.92); от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации»; от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции»; от 15.07.95 № 103-ФЗ «О
содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;
от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; от 31.05.01 №
73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской
Федерации» (далее - ФЗ от 31.05.01) и др.
Каждый из названных законов имеет
процессуальные нормы, которые регламентируют определенные стороны
уголовно-процессуальной деятельности государственных органов и должностных лиц,
ведущих уголовный процесс, и иных его участников.
Постановления Конституционного
Суда РФ можно в той или иной мере
отнести к источникам уголовно-процессуального права. Рассматривая вопросы конституционности
тех или иных актов государственной власти, Конституционный Суд дает им оценку
соответствия положениям Основного закона страны. Решения Конституционного Суда,
таким образом, носят рекомендательный, разъяснительный характер и в принципе
обязателен для всех органов государственной власти, в том числе и судебных.
Указы Президента РФ, в которых
содержатся нормы, регулирующие уголовно-процессуальную деятельность также
относятся к источникам уголовно-процессуального права. В
соответствии с п. 1 ст. 90 Конституции Президент РФ, являясь главой
государства, издает указы и распоряжения. По своим юридическим свойствам они
подразделяются на акты нормативного и индивидуального характера. В качестве
(возможных) источников уголовно-процессуального права могут выступать лишь те
указы Президента РФ, которые носят нормативный характер, так как именно они
содержат (могут содержать) те или иные общеобязательные нормы, регулирующие
отдельные вопросы уголовного судопроизводства и рассчитанные на неоднократное
применение в практической уголовно-процессуальной деятельности.
Постановления Правительства РФ являются источниками уголовно-процессуального права в
том случае, если они содержат конкретные процессуальные нормы, регулирующие
уголовно-процессуальную деятельность.
Так, в качестве источника УПП могут
быть названы, например, Положение о порядке и размере возмещения процессуальных
издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с
рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в
связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации,
утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240[13], а также Положение о порядке реализации или
уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение
которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено[14].
Конкретизируя, а ряде случаев и
существенно дополняя новыми уголовно-процессуальными нормами, закрепленные в
УПК положения, оба этих Постановления регламентируют отдельные (достаточно
существенные) вопросы производства по уголовному делу, восполняя тем самым
имеющиеся пробелы в правовом регулировании в этих вопросах федерального закона.
Достаточно весомый вклад в укрепление
законности в сфере уголовного судопроизводства вносят ведомственные и
межведомственно нормативно-правовые акты, оформленные в виде
ведомственных или совместных приказов, указаний, инструкций Генеральной
прокуратуры РФ, Следственного комитета, МВД, ФСБ и Минюста России.
Изданные на основе закона, в соответствии
с законом и во исполнение закона они, как правило, не вносят в
уголовно-процессуальное законодательство каких-либо новых норм, а лишь
предельно мобилизуют управомоченные государственные органы и лиц, ведущих
процесс, на правильное и единообразное применение законов в ходе практической
процессуальной деятельности. Создавая необходимые организационные предпосылки
для названной деятельности либо конкретизируя определенные нормы закона,
ведомственные нормативные акты играют важную роль в оптимизации уголовно-процессуальной
деятельности. Нередко они опосредованно выполняют роль недостающего
(организационного) звена в сложном механизме правового регулирования тех или
иных действий и решений в уголовном процессе.
Примером подобной детализации норм
уголовно-процессуального права и дополнения их организационными моментами,
способствующими более эффективной реализации содержащихся в них предписаний,
может, например, служить Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной
деятельностью органов предварительного следствия»[15] в котором определены основные направления
прокурорского надзора в данной области, обозначены основные права и обязанности
прокурорских работников.
В качестве источника
уголовно-процессуального права можно назвать и материалы судебной практики,
которые отражаются в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Пленум
Верховного Суда РФ на основе анализа и обобщения судебной практики в
разъяснениях дает абстрактное толкование применяемых судами норм права и
формулирует соответствующие правовые позиции в целях обеспечения единства
судебной практики. В своих правовых позициях Пленум Верховного Суда РФ не
создает новые уголовно-процессуальные нормы, а лишь формулирует в них
выявленный через судебную практику подлинный смысл той или иной нормы
уголовно-процессуального закона. В связи с этим разъяснения (правовые позиции)
Пленума Верховного Суда РФ не являются источником уголовно-процессуального
права в классическом его понимании. Тем не менее, они обязательны для судов
(судей), о чем Конституционный Суд РФ указал в Постановлении от 21 января 2010 г. № 1-П. В частности, в нем
говорится о том, что в российской судебной системе толкование закона высшими
судебными органами оказывает существенное воздействие на формирование судебной
практики. По общему правилу оно фактически (исходя из правомочий вышестоящих
судебных инстанций по отмене и изменению судебных актов) является обязательным
для нижестоящих судов на будущее время. В практике ЕСПЧ также нередки случаи
разрешения дел, в том числе по жалобам российских граждан, с учетом ранее
выработанных им по делам сходных категорий правовых позиций. Это свидетельствует
о том, что ЕСПЧ рассматривает свои правовые позиции как обязывающие к
единообразному подходу при оценке однотипных по характеру фактических и
правовых оснований при разрешении конкретных дел (п. 3.4 названного Постановления)[16].
Вопрос о законах субъектов РФ
как возможных источниках УПП РФ является дискуссионным. Дело в том, что в силу
п. «о» ст. 71 Конституции законодательная регламентация в области уголовного
судопроизводства отнесена к исключительному ведению РФ. Следовательно,
регулирование уголовно-процессуальной деятельности возможно лишь федеральными
(и, естественно, федерально-конституционными) законами РФ, принимаемыми Федеральным
собранием РФ в установленном Конституцией порядке.
Однако сложившаяся в РФ практика
нормотворчества не дает оснований для столь однозначного вывода. Так, обращаясь
к анализу норм ст. 4, 13, 27, 28 ФКЗ от 31.12.96, можно сделать вывод о том,
что по отдельным вопросам уголовного судопроизводства вполне возможно и издание
законов субъектов РФ.
[7]
Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской
Федерации (постатейный) / О.Н. Ведерникова, С.А. Ворожцов, В.А. Давыдов и др.;
отв. ред. В.М. Лебедев; рук. авт. кол. В.А. Давыдов. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2014.
С. 5.
[8]
См.: п. 5 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах
применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении
правосудия»// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1. С. 3.
[9]
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 8.
[10]
См.: Федеральный закон от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ.
2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2706.
[11]
См.: Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О
прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 24. Ст. 2830.
[12]
Уголовный процесс России: Учебник /А.С.Александров, Н.Н.Ковтун, Н.П.Поляков,
С.П.Сереброва; Науч. ред. В.Т.Томин. – М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 56.
[13]
См.: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240 «О порядке и
размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по
уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела,
административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований
Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу
некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» //
Собрание законодательства РФ. 2012. № 50 (ч. 6). Ст. 7058.
[14]
См.: Постановление Правительства РФ от 23 августа 2012 г. № 848 «О порядке
реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными
доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при
уголовном деле затруднено» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 36. Ст.
4900.
[15]
Законность. 2011. № 11.
[16]
Вестник Конституционного Суда РФ. 2010. № 2.
|