Вл.Т. Батычко
Уголовный процесс Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.
Тема 7. Меры уголовно-процессуального принуждения
2. Задержание по подозрению в совершении преступления
Задержание подозреваемого в
совершении преступления —
одновременно и мера процессуального принуждения, сущность которой состоит в
кратковременном лишении подозреваемого свободы, и, на наш взгляд, следственное
действие, направленное на собирание, проверку и оценку доказательств по делу.
В нормах УПК в точном соответствии с
нормами Конституции (ст. 22) задержание подозреваемого без судебного решения
может иметь место только на срок до 48 часов (п. 11 ст. 5, ч. 2 ст. 94 УПК РФ).
Однако по мотивированному ходатайству следственных органов и судебному решению
этот срок может быть продлен до 72 часов, в течение которых органы уголовного
преследования обязаны представить в суд как материалы, подтверждающие
законность и обоснованность испрашиваемого заключения под стражу задержанного,
так и самого задержания (п. 3 ч. 7. ст. 108 УПК РФ). В этом плане задержание
представляет собой меру процессуального принуждения, ограничивающую
конституционное право на неприкосновенность личности (ст. 10 УПК РФ). Поскольку
в протоколе задержания указываются (конкретные) основания задержания,
результаты личного обыска задержанного и его (возможные) объяснения, данный
протокол может быть воспринят, в том числе и судом, как допустимый источник
доказательств по делу. В этом плане задержание можно характеризовать как
самостоятельное следственное действие.
Существенно ограничивая конституционные
права и свободы личности, задержание предполагает соблюдение ряда условий,
обеспечивающих законность и обоснованность его применения.
Во-первых, задержание имеет строго определенные цели: 1)
проверить причастность задержанного лица к совершению преступления;
2) проверить наличие достаточных
оснований для применения к задержанному в качестве меры пресечения — заключения
под стражу. В данной связи следует изначально считать незаконным задержание,
преследующее иные (непроцессуальные) цели: оказание незаконного воздействия на
задержанного с целью получения признательных показаний; обоснование задержания
необходимостью производства с задержанным определенных оперативно-розыскных
мероприятий и т.п.
Во-вторых, задержание применяется только по подозрению в
совершении преступления, а не административного или иного проступка.
Причем преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения
свободы. Именно в данной связи срок задержания включается как в совокупные
сроки (возможного) заключения под стражу, так и (возможного) наказания в виде
лишения свободы, назначенного по приговору суда.
В-третьих, задержание возможно лишь по возбужденному
уголовному делу. Эти решения могут быть приняты и одновременно, поскольку
для законного и обоснованного решения вопроса о возбуждении уголовного дела
нужен меньший объем данных, указывающий на признаки преступления, чем для
процессуального задержания. Таким образом, при наличии основания для
задержания, изначально есть и достаточное основание и для возбуждения
самого уголовного дела, которое должно быть возбуждено в максимально сжатые
сроки после фактического задержания подозреваемого. В связи с этим в УПК
сформулировано правило о том, что протокол задержания должен быть составлен не
позднее 3 часов с момента доставления задержанного в правоохранительные органы
(ч. 1 ст. 92 УПК РФ).
Фактическое задержание означает физическое, принудительное ограничение личной
свободы того или иного лица, ограничение свободы его передвижения и
принудительное доставление в правоохранительный орган (п. 15 ст. 5 УПК РФ).
Подобное задержание может иметь место, в том числе и за совершение
дисциплинарного проступка, с целью составления протокола об административном
правонарушении, с целью выяснения личности и т.п. Уголовно-процессуальное
задержание означает факт уголовного преследования в отношении
конкретно определенного лица, поэтому: а) право его производства принадлежит
только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в
соответствии с уголовно-процессуальным законом (ч. 1 ст. 91 УПК РФ); б) закон
предусматривает строгую процессуальную форму его производства, гарантирующую
как права личности, так и интересы правосудия в этом вопросе.
В-четвертых, процессуальное задержание может иметь место только при
наличии достаточных оснований и законных мотивов, определенных в законе. Основание
призвано объяснить, на основании чего принимается решение о
(процессуальном) задержании того или иного лица. Мотив призван объяснить
субъективный момент правоприменителя, указывая на то, почему именно данное лицо
не может остаться на свободе и его необходимо кратковременно лишить свободы. В
связи с этим указание в протоколе задержания основания и мотива задержания (ч.
2 ст. 92 УПК РФ) есть неотъемлемый элемент его законности и обоснованности.
Закон исчерпывающе называет основания
и мотивы задержания. Основания определены законодателем в п. 1—3 ч. 1
ст. 91 и ч. 2 ст. 91 УПК РФ. К ним, в частности, относятся фактические данные
(доказательства), указывающие на то, что:
• лицо застигнуто при совершении
преступления или непосредственно после его совершения (п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ).
Для закона не имеет значения, кем застигнуто данное лицо: сотрудником
правоохранительного органа или частным лицом. Определяющим здесь является
признак непосредственности;
• потерпевшие или очевидцы прямо
указывают на данное лицо как на совершившее преступление (п. 2 ч. ст. 91 УПК РФ).
Несмотря на множественность указания нормы закона, достаточно указания одного
потерпевшего или очевидца, непосредственно наблюдавшего факт преступления.
Существенно и то, что применительно к названной норме термин «потерпевший»
следует трактовать не в процессуальном (ст. 42 УПК РФ), а в его фактическом
смысле.
• на этом лице или его одежде, при нем
или в его жилище обнаружены явные следы преступления (п. 3 ч. 1 ст. 91 УПК РФ).
Здесь определяющим фактором является категория «явности» обнаруженных следов
преступления (орудий преступления, похищенного, следов крови и т.п.).
Четвертое основание, определяемое
законодателем как «иные данные, дающие основание подозревать данное лицо в
совершении преступления» (ч. 2 ст. 91 УПК РФ), включает в себя как фактические
данные, так и сведения оперативно-розыскного характера, указывающие на наличие
конкретных обстоятельств. Это могут быть результаты инвентаризации или ревизии,
показывающие недостачу на складе у определенного лица, данные применения на месте
преступления служебной собаки, обнаружение на месте преступления документов или
вещей определенного лица и т.п.
Особенностью задержания подозреваемого по
данному основанию является то, что оно может иметь место лишь при наличии специальных
мотивов, указанных в ч. 2 ст. 91 УПК, если:
а) это лицо пыталось скрыться (поспешное
снятие с регистрации по месту жительства, увольнение с работы, распродажа
домашнего имущества, приобретение билетов в другой регион и т.п.);
б) либо оно не имеет постоянного места жительства
(для закона существенно отсутствие постоянного места жительства именно по месту
задержания);
в) либо не установлена его личность
(документы, удостоверяющие личность, полностью отсутствуют или вызывают
сомнения в своей достоверности, задержанное лицо отказывается назвать себя,
проверить его личность незамедлительно не представляется возможным);
г) а также, когда следователем с
согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия
прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица
меры пресечения в виде заключения под стражу.
Кроме специальных закон предусматривает и
общие мотивы для задержания, которые, как правило, применяются при
мотивировке задержания, производимого по основаниям п. 1-3 ч. 1 ст. 91 УПК РФ.
К ним следует отнести данные (сведения), указывающие на то, что подозреваемый
(возможно): а) скроется от следствия или суда (п. 1 ч. 1 ст. 97 УПК РФ); б)
будет продолжать преступную деятельность (п. 2 ч. 1 ст. 97 УПК РФ); в) будет
угрожать свидетелю или иным участникам, уничтожать доказательства либо иным
путем препятствовать производству по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК РФ).
В качестве существенного условия
законности и обоснованности задержания выступает и строгое соблюдение
процессуальной формы применения данной меры процессуального принуждения. В
каждом случае задержания должен быть составлен протокол задержания с
обязательным указанием даты, времени, места, основания и мотива произведенного
задержания, результатов личного обыска задержанного и других существенных
обстоятельств применения указанной меры (к примеру, в части, касающейся
разъяснения права на защитника и других прав, предусмотренных ст. 46 УПК РФ).
Форма и реквизиты данного протокола указаны в Приложении 12 к УПК.
Поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 128
УПК РФ срок процессуального задержания исчисляется с момента
фактического задержания (п. 11 и 15 ст. 5 УПК РФ), а не с момента
доставления в правоохранительный орган или момента составления протокола,
именно эти час и минута должны быть указаны в протоколе и приняты во внимание
при исчислении максимально возможного срока задержания.
Сам протокол должен быть составлен в срок
не более 3 часов с момента доставления задержанного в правоохранительный орган
или к должностному лицу, правомочному решать вопрос о процессуальном задержании
(ч. 1 ст. 92 УПК РФ). При составлении названного протокола следует учесть, что
он остается в материалах уголовного дела, а его копии должны быть вручены
подозреваемому (с указанием даты вручения), направлены вместе с задержанным в
ОИВС, в наблюдательное производство прокурора (вместе с письменным уведомлением
о задержании). При составлении протокола следователем он не требует
дополнительного утверждения; при принятии решения о задержании дознавателем —
протокол должен быть утвержден начальником органа дознания. При отказе
подозреваемого подписать протокол это удостоверяется по правилам ст. 167 УПК РФ.
Процессуальная форма задержания включает
в себя личный обыск задержанного. В соответствии с ч. 2 ст. 184 УПК РФ для
производства данного обыска не требуется вынесения специального постановления.
Подозреваемый должен быть допрошен не
позднее 24 часов с момента его фактического задержания (ч. 2 ст. 46 УПК РФ) с
соблюдением правил ст. 46, 189 и 190 УПК РФ. Подозреваемый имеет право знать,
по поводу чего он задержан, поэтому сущность вменяемого ему подозрения должна
быть разъяснена в понятных для него терминах. Обязательным в протоколе допроса
является письменное разъяснение права не свидетельствовать против себя самого и
своих близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Если защитник участвует в
деле с момента принятия решения о процессуальном задержании, он имеет право на
конфиденциальное свидание с задержанным еще до его первого допроса. В случае
необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого
продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем,
следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого
и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее
2 часов.
Протокол допроса подозреваемого является
самостоятельным источником доказательств, при его составлении обязательно
соблюдение норм ст. 166-167 УПК РФ.
В течение 12 часов о факте произведенного
задержания обязательно должен быть уведомлен прокурор (ч. 3 ст. 91 УПК РФ) и
кто-либо из близких родственников задержанного (п. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 96 УПК).
Письменное уведомление об этом направляется прокурору с указанием фамилии,
имени, отчества задержанного, даты, времени и места задержания, его основания и
мотива. Прокурор вправе как немедленно освободить задержанного, так и оставить
возможности для его задержания в течение 48 часов. Форма уведомления
родственников законом не урегулирована, поэтому оно может быть как письменным,
так и устным (например, по телефону). Возможность уведомления близких
родственников может быть предоставлена и самому задержанному.
При задержании подозреваемого,
являющегося военнослужащим или гражданином (поданным) другого государства, об
этом соответственно уведомляются командование воинской части и посольство
(консульство) иностранного государства.
Закон называет исключение из этого
правила: при необходимости сохранения в интересах предварительного
расследования в тайне факта задержания уведомление может не производиться. Это
решение оформляется мотивированным постановлением следователя с санкции
прокурора (ч. 4 ст. 96 УПК РФ). Данное правило не применяется, если задержанный
является несовершеннолетним.
Порядок и условия содержания подозреваемых
под стражей определяются ФЗ от 15.07.95 № 103-ФЗ «О содержании под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. от 30.12.02)[45]
(далее — ФЗ от 15.07.95) (ч. 1 ст. 95 УПК РФ) и ведомственными нормативными
актами.
Местами содержания под стражей
подозреваемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и
обвиняемых ОВД или пограничных войск РФ. Местами содержания под стражей
подозреваемых могут являться и учреждения уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции РФ[46],
а в отношении военнослужащих — гауптвахты (ст. 7, 9—11 ФЗ от 15.07.95). Лица,
задержанные по подозрению в совершении преступления, несут обязанности и имеют
права, установленные законодательством РФ, с ограничениями, предусмотренными ФЗ
от 15.07.95, а также вытекающими из режима в местах содержания.
Сотрудники органа дознания,
осуществляющие ОРД, могут встречаться с задержанным, в том числе и для
производства необходимых ОРМ, только с письменного разрешения дознавателя,
следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 2 ст.
95 УПК РФ). Выступая в качестве весомой процессуальной гарантии прав
задержанного, данная процессуальная норма во многом корреспондирует правилу,
предусмотренному ч. 4 ст. 157 УПК РФ, не допуская произвольного вторжения
оперативных аппаратов и служб в сферу уголовно-процессуальной деятельности и в
процессуальную независимость следователя.
Основания для освобождения подозреваемого
из ИВС предусмотрены ст. 94 УПК РФ. Так, задержанный подлежит освобождению по
постановлению дознавателя, следователя или начальника места содержания
подозреваемого под стражей, если:
1) не подтвердилось подозрение в
совершении преступления. В данном случае юридическим основанием для
освобождения выступает постановление органа дознания, следователя, прокурора
или суда, в котором констатируется вывод об отсутствии события преступления
либо состава преступления (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), либо непричастность
задержанного к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);
2) отсутствуют юридические или
фактические основания для применения к задержанному меры пресечения в виде
заключения под стражу. Юридическим основанием принятия подобного решения может
служить как судебное решение в виде постановления суда об отказе в
удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об избрании в
отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, так и
отсутствие подобного ходатайства со стороны следственных органов. В последнем
случае решение об освобождении принимается органом, выступившим инициатором
задержания, или прокурором.
3) задержание было произведено с
нарушением требований ст. 91 УПК РФ. К примеру, лицо задержано при отсутствии
оснований, предусмотренных ч.1 и 2 ст. 91 УПК РФ; лицо задержано за совершение
деяния, не являющегося преступлением, либо по подозрению в совершении
преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы;
задержание произведено неправомочным лицом и т.п.;
4) истек предусмотренный законом срок
задержания, а в ИВС не поступило постановление суда: а) об избрании в отношении
подозреваемого в качестве меры пресечения заключения под стражу; б) либо об
отложении окончательного решения об этом, вынесенное в порядке п. 3 ч. 7 ст.
108 УПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ФЗ от 15.07.95
начальник места содержания под стражей, как известно, обязан не позднее чем
за 24 часа до истечения срока задержания уведомить об этом орган или лицо,
в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора. Если в
отношении задержанного: а) не была избрана мера пресечения в виде заключения
под стражу (п. 1 ч. 7 ст. 108 УПК РФ); б) либо судья не отложил принятие
окончательного решения об этом по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа
для представления ему дополнительных доказательств обоснованности задержания
(п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК)[47],
подозреваемый подлежит немедленному освобождению по истечении 48 часов с
момента фактического задержания.
Освобождение подозреваемого из-под стражи
в этом случае производится постановлением начальника места содержания под
стражей (ч. 3 ст. 50 ФЗ от 15.07.95). Об этом он должен уведомить орган
дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и
прокурора.
Копия постановления суда об отказе в
удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об избрании в
отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу выдается
задержанному при его освобождении (ч. 4 ст. 94 УПК РФ). Задержанному также
выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, дата, время,
место и основания задержания, дата, время и основания освобождения. Названные
документы могут послужить правовым основанием для возможной реабилитации
задержанного в порядке гл. 18 УПК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 ФЗ от
15.07.95 подозреваемому при освобождении из ИВС выдаются личные документы,
вещи, деньги, хранящиеся на его лицевом счете. При необходимости он
обеспечивается администрацией места содержания бесплатным проездом к месту
жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а
также одеждой по сезону. В случае необходимости ему выдается денежное пособие
для проезда к месту жительства.
[45]
СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759; 1998. № 30. Ст.
3613; 2001. № 11. Ст. 1002; 2003. № 1. Ст. 2.
[46]
Указ Президента РФ от 28.07.98 № 904 «О передаче
уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской
Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» (в ред. от
30.12.99) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3841.
[47]
В этом случае судья указывает в постановлении
дату и время, до которых он продлевает срок задержания.
|