А.С. Волосников, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда, Д.В. Кудрякова
Земельные споры Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. - 178 с.
Лекция 6. Споры, возникающие в связи с реализацией экономических мер по использованию и охране земель
6.1. Споры, связанные с применением законодательства о земельном налоге
Земельный налог играет особую роль в налоговой системе
Российской Федерации, он является одним из двух поимущественных местных налогов
и полностью зачисляется в бюджеты муниципальных образований.
Земельный налог
- это основная форма платы за пользование земельными ресурсами, вид местного
налога. Плательщиками являются как физические, так и юридические лица, которым
земля предоставлена в собственность, владение или пользование[223].
В силу ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации[224]
налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В
Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
федеральные, региональные и местные.
Как уже было сказано выше, земельный налог относится к
местным налогам. Местными налогами признаются налоги, которые
установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих
муниципальных образований, за исключением налогов, в отношении которых
предусмотрен специальный налоговый режим.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается
НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований.
Исходя из статьи 388 НК РФ налогоплательщиками
налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными
участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения.
Не являются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных
участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или
переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в
пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Под земельным участком
согласно статье 11.1 ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой
определены в соответствии с федеральными законами. Следовательно, объект
налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок
будет сформирован[225].
Не признаются объектом налогообложения: земельные
участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской
Федерации; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с
законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами
культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в
Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами
археологического наследия; земельные участки из состава земель лесного
фонда; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с
законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной
собственности водными объектами в составе водного фонда.
Итак, перейдем непосредственно к вопросу споров, связанных
с применением законодательства о земельном налоге. Здесь важно выяснить
судебную подведомственность данного вида споров.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают
и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй данной статьи, за
исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным
конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Согласно положениям ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические
споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими
лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя,
приобретенный в установленном законом порядке.
Ненормативные акты налоговых органов могут быть
обжалованы в арбитражный суд или суд общей юрисдикции в зависимости от
субъектного состава и характера спорного правоотношения. Граждане, организации
и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании
недействительными ненормативных правовых актов госорганов или их должностных
лиц, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному
нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере
экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности,
создает иные препятствия для осуществления экономической деятельности (ст. 198
АПК РФ). Если ненормативный акт не затрагивает прав и законных интересов
заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то
заявление подается в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК
РФ и Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и
свободы граждан»[226].
В силу статьи 2 НК РФ, а также правовых позиций
Конституционного Суда Российской Федерации[227]
отношения в сфере налогообложения носят публично-правовой характер.
Соответственно публично-правовая природа предопределяет, что указанные споры
могут быть рассмотрены районными и городскими судами.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ мировой судья
рассматривает дела о выдаче судебного приказа, в том числе о взыскании недоимки
по налогам.
Не менее важным является вопрос о лицах, имеющих право
обращаться в суды с заявлениями в связи с нарушением налогового законодательства.
К ним, в частности, относятся налоговые органы и налогоплательщики.
Что касается причин возникновения данного вида споров,
то преобладающую часть споров, связанных с применением законодательства о
земельном налоге, составляют требования налоговых органов о взыскании с
юридических лиц обязательных платежей и санкций по земельному налогу (недоимки,
авансовых платежей, пеней), а также о взыскании налогов и сборов с физических
лиц. Остальная часть дел - это дела по требованиям юридических лиц об оспаривании
решений налоговых органов, касающихся начисления земельного налога и иски
физических лиц к налоговым органам.
Говоря о взыскании обязательных платежей и санкций по
земельному налогу с физических лиц, необходимо отметить, что согласно ст. 48 НК
РФ для повышения эффективности и ускорения судопроизводства, установлен
специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому
принудительный порядок взыскания недоимок с физических лиц состоит из двух
процедур: искового порядка взыскания недоимок и приказного порядка взыскания[228].
Необходимо обратить внимание, до 3 января 2011 статья
48 НК РФ предусматривала исключительно исковой порядок взыскания недоимок с
физических лиц. На сегодняшний день законодатель отказался от обязательного
искового порядка взыскания недоимки по налогам, пени, штрафам и перевел
процедуры взыскания недоимок в приказной порядок, предусмотренный главой 11 НК
РФ. Вместо искового заявления налоговые органы подают заявление о взыскании.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества
физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным
законодательством Российской Федерации. Таким образом, суды обязаны
рассматривать заявления о взыскании в порядке главы 11 ГПК РФ (Судебный
приказ), а подсудность указанных споров отнесена к мировым судьям.
Соответственно по требованиям направленным после 3 января 2011 года налоговые
органы обращаются с требованиями в порядке установленном новой редакцией ст.
48 НК РФ. Если требования направлены до 3 января 2011 года налоговые органы
обращаются в суд только в исковом порядке.
Следовательно, после 3 января 2011 ст. 48 НК РФ
установлен не только шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога,
сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (фактически заявления
о вынесении судебного приказа на взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за
счет имущества физического лица), но и шестимесячный срок на подачу
соответствующего искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом
определения об отмене судебного приказа.
Здесь важно отметить, что в случае вынесения судом
определения об отмене судебного приказа налоговый орган обязан в дальнейшем
обращаться только с исковым заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов
в течение шести месяцев с даты отмены судебного приказа.
Анализируя практику арбитражных судов при рассмотрении
споров, связанных с взиманием земельного налога, можно отметить, что часто
отсутствует единообразное толкование и применение норм налогового и земельного
законодательства, а также ряда других федеральных законов[229].
Достаточно часто районными (городскими) судами и мировыми судьями области
допускаются ошибки в применении норм как процессуального, так и материального
права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
При рассмотрении споров, связанных с применением
законодательства о земельном налоге, суду надлежит исследовать следующие
обстоятельства:
– установление фактического пользования земельным
участком;
– наличие решения о предоставлении земельного участка;
– наличие оснований для освобождения от уплаты
земельного налога;
– правильность исчисления сумм земельного налога.
Обязательным условием для правильного разрешения
заявления о взыскании является представление доказательств вручения налогового
уведомления, то есть отправление налогового уведомления заказным письмом.
Шестой день с даты отправления налогового уведомления заказным письмом
считается днем вручения налогового уведомления. Требование об уплате налога,
сбора, пеней, штрафов является доказательством досудебного разрешения
разногласий между налогоплательщиком и налоговым органом, с вручением
(направлением) которого связано право налогового органа обратиться с заявлением
о взыскании в суд.
Подводя итог рассмотрению вопроса о спорах, связанных
с применением законодательства о земельном налоге, можно сделать следующие
выводы:
– земельный налог – это вид местного
налога, основная форма платы за пользование земельными ресурсами;
– плательщиками
земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которым
земля предоставлена в собственность, владение или пользование;
– данный вид споров
рассматривается в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, а также мировыми
судьями;
– обращаться в суды с
заявлениями в связи с нарушением налогового законодательства имеют право
налоговые органы и налогоплательщики;
– преобладающую часть
споров, связанных с применением законодательства о земельном налоге, составляют
требования налоговых органов о взыскании с юридических и физических лиц
обязательных платежей и санкций по земельному налогу, остальная часть дел - это
дела по требованиям юридических и физических лиц об оспаривании решений
налоговых органов, касающихся начисления земельного налога;
– в
отличие от юридических лиц, принудительный порядок взыскания недоимок с
физических лиц состоит из двух процедур: приказного порядка взыскания и искового
порядка взыскания недоимок.
[223] Райзберг Б.
А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.
5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2007.
[224] Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ с
изм. и доп. от 22 октября 2014 года // СЗ РФ. 2000. №32. Ст. 3340; 2014. №45. Ст.
6159 (далее НК РФ),
[225] О некоторых
вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с
взиманием земельного налога: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 54 // Вестник ВАС РФ. 2009. № 9.
[226] Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон Российской Федерации
от 27 апреля 1993 года № 4866-1 с изм. и доп. от 9 февраля 2009 года // Ведомости
СНД и ВС РФ. 1993. №19. Ст. 685; СЗ РФ. 2009. №7. Ст. 772.
[227] По делу о
проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона
Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой
полиции»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17
декабря 1996 года№ 20-П // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197.
[228] О внесении
изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный
закон от 29 ноября 2010 № 324-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6420.
[229]Авдеев
В.В. Земельный налог // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих
организациях. 2011. № 9. С. 28 – 32.
|