Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, П.В. Крашенинников, Е.Ю. Юшкова, В.В. Ярков
Настольная книга нотариуса
Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Волтерс Клувер», 2004.
Глава 8. Земельное право в нотариальной практике
§2. Формы собственности на землю
2. Государственная и муниципальная собственность на землю
Согласно ст. 16 ЗК государственной собственностью на землю
являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или
муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на
собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность
субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную
собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Указанный Федеральный
закон определил правовые основы такого разграничения.
Согласно ст. 2 названного Федерального закона право
собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов РФ и
муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права
собственности на земельные участки, при этом основанием государственной
регистрации права собственности являются:
- акты Правительства РФ об утверждении перечней
земельных участков, на которые у перечисленных субъектов возникает право
собственности при разграничении государственной собственности на землю;
- вступившие в законную силу судебные решения по спорам,
связанным с разграничением государственной собственности на землю.
В собственности Российской Федерации (федеральной
собственности) находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые
возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по
основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В федеральной собственности могут находиться не
предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным
Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».
Так, согласно ст. 3 названного Федерального закона
основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на
которые у Российской Федерации возникает право собственности, является
включение этих земельных участков в состав:
- земель лесного фонда, земель особо охраняемых
природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых
водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и
безопасности;
- земель сельскохозяйственного назначения; земель
населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель
природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель
водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое
имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки
предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его
территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному
учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами
государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в
государственной собственности земельных участках располагается
приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в
собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков
находятся участки недр федерального значения;
- земель запаса, если на них располагается недвижимое
имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное
недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности
Российской Федерации.
В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности субъектов РФ на которые возникло
при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным
гражданским законодательством.
В собственности субъектов РФ могут находиться не
предоставленные в частную собственность земельные участки:
- занятые недвижимым имуществом, находящимся в
собственности субъектов РФ;
- предоставленные органам государственной власти
субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным
учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;
- отнесенные к землям особо охраняемых природных
территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в
собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям
водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности
субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель;
- занятые приватизированным имуществом, находившимся до
его приватизации в собственности субъектов РФ.
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных
участков, на которые у субъектов РФ возникает право собственности, является
включение этих земельных участков в состав (ст. 4 Федерального закона):
- земель особо охраняемых природных территорий
регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися
в собственности субъектов РФ;
- земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных
пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики
и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель
природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель
водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое
имущество, находящееся в собственности субъектов РФ; эти земельные участки
предоставлены органу государственной власти субъекта РФ, а также
государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой
некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти
субъектов РФ; на этих находящихся в государственной собственности земельных
участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до
его приватизации в собственности субъектов РФ; под поверхностью этих земельных
участков находятся участки недр регионального значения;
- фонда перераспределения земель;
- земель запаса в границах муниципальных образований, если
на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности
субъектов РФ, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его
приватизации в собственности субъектов РФ, а также земель запаса за границами
муниципальных образований, за исключением земель запаса, на которых
располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или
приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в
собственности Российской Федерации.
В муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и
принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;
- право муниципальной собственности на которые возникло
при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным
гражданским законодательством.
В муниципальной собственности могут находиться не
предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным
Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».
В собственность муниципальных образований для обеспечения их
развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной
собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
В субъектах РФ - городах федерального значения Москве и
Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при
разграничении государственной собственности на землю не передаются.
Право муниципальной собственности на земельные участки в
этих субъектах РФ возникает при передаче земельных участков из собственности
городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии
с законами этих субъектов РФ.
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных
участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности,
является включение этих земельных участков в состав (ст. 5 Федерального
закона):
- земель особо охраняемых природных территорий местного
значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися
в муниципальной собственности;
- земель сельскохозяйственного назначения; земель
населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного
и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих
находящихся в государственной собственности земельных участках располагается
недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности;
эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены
гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также
муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой
некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;
под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного
значения;
- земель запаса в границах муниципальных образований, если
на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной
собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его
приватизации в государственной собственности.
Согласно ст. 6 Федерального закона разграничение
государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:
- специально уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими
федеральными органами исполнительной власти в соответствии с указанными в
Законе основаниями подготавливает перечни земельных участков, на которые
соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований
возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование
с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством РФ;
- подготовленные и согласованные перечни утверждаются
Правительством РФ. Сведения о земельных участках, включенных в утвержденные
перечни, вносятся в документы государственного земельного кадастра в
соответствии с законодательством РФ.
|