Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, П.В. Крашенинников, Е.Ю. Юшкова, В.В. Ярков
Настольная книга нотариуса
Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Волтерс Клувер», 2004.
Глава 26. Передача заявлений физических и юридических лиц
§2. Порядок передачи заявлений
Порядок оформления передачи заявления весьма несложен.
Заявления представляются нотариусу не менее чем в двух экземплярах, один из
которых остается на хранении у нотариуса, а второй и остальные (в зависимости
от количества физических и юридических лиц, заинтересованных в передаваемой
информации) пересылаются по почте с обратным уведомлением. Значительно реже
требуемое заявление передается заинтересованному лицу под расписку лично
нотариусом. Это связано с тем, что, как правило, заявления передаются именно в
тех случаях, когда адресат не может или не желает встречаться с лицом, передающим
заявление, а также уклоняется от явки к нотариусу. Тем не менее возможность
подобного способа передачи заявлений также предусмотрена ст. 86 Основ
законодательства РФ о нотариате. Заявления могут передаваться также с
использованием телефакса, компьютерных сетей и иных технических средств. Лица, обратившиеся
к нотариусу за совершением данного нотариального действия, помимо
государственной пошлины (тарифа) несут расходы, связанные с использованием
технических средств. При передаче заявления по почте они оплачивают почтовые
расходы.
Заявление направляется адресату с сопроводительным письмом
нотариуса. Один экземпляр сопроводительного письма остается в делах нотариуса
вместе с экземпляром передаваемого заявления. На хранящемся в нотариальной
конторе экземпляре сопроводительного письма указывается реестровый номер, за
которым зарегистрирована передача заявления, и сумма взысканной за совершение
нотариального действия государственной пошлины (тарифа). В реестре регистрации
нотариальных действий в графе «содержание нотариального действия» данное
действие отражается как «передача заявления».
По просьбе лица, подавшего заявление, ему выдается
свидетельство о передаче заявления. Один экземпляр свидетельства при этом также
остается в делах нотариуса. Поскольку выдача свидетельства о передаче заявления
не является обязательной и производится только по желанию лица, его передающего
(в отличие, например, от выдачи свидетельства о принятии документов на
хранение), она должна оформляться в виде отдельного нотариального действия с
особой регистрацией в реестре регистрации нотариальных действий и отдельным
взысканием государственной пошлины (тарифа). Свидетельство о передаче заявления
может выдаваться как одновременно с передачей заявления, так и в любое время
после его передачи. В первом случае в свидетельстве о передаче заявления
отражаются только сведения о времени получения нотариусом заявления и
направления его лицу, указанному в заявлении, а также содержание заявления. Во
втором случае в свидетельстве, кроме того, дополнительно может быть указано еще
и время получения ответа на заявление, содержание этого ответа либо тот факт, что
к назначенному в заявлении сроку ответа не последовало.
|