Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, П.В. Крашенинников, Е.Ю. Юшкова, В.В. Ярков
Настольная книга нотариуса
Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Волтерс Клувер», 2004.
Глава 1. Организация нотариального дела
§1. Понятие о нотариате и органах, совершающих нотариальные действия
Термин «нотариат»[2]
многозначен и обозначает одновременно, во-первых, систему органов и должностных
лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций), наделенных
в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий; во-вторых, отрасль
законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; в-третьих,
учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального
производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.
Исторически возникновение нотариата связано с развитием
гражданского оборота и гражданского общества, необходимостью содействия его
субъектам в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, совершении сделок
и закреплении приобретаемых прав в юридической форме. История нотариата
совпадает с историей доказательств, когда доказательству устному пришло на
смену доказательство письменное[3].
Одна из книг по истории французского нотариата A. Moreau так и называется «Les
metamorphoses du scribe» - «Метаморфозы писаря», что достаточно удачно отражает
исторический путь развития данной юридической профессии.
Наиболее афористично необходимость развитых юридических
процедур в гражданском обороте выразил Гегель, писавший: «Собственность покоится
на договоре и на формальностях, делающих ее доказательной и правомерной»[4]. Нотариат в
гражданском обществе обеспечивает защиту частной собственности и бесспорность
имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота. На
протяжении всей истории развития государства и права нотариат является
составной частью правовой системы любой страны, поскольку осуществляемые
нотариусами функции объективно необходимы и востребованы обществом, в
особенности в обществе с развитой экономикой и гражданским оборотом[5]
«Второе рождение» в 1993 г. российского нотариата связано с экономическими реформами, процессами приватизации, изменением отношений
собственности в России. Данные изменения потребовали адекватных правовых
способов защиты участников гражданского оборота, в том числе и путем развития
системы нотариата. Длительное время находившийся на «периферии»
законодательства и юридической практики нотариат за последние несколько лет
занял достойное место в правовой системе России. Как справедливо констатирует президент
Федеральной нотариальной палаты России Е.Н. Клячин, первые итоги
функционирования небюджетного нотариата подтвердили правильность сделанного
выбора в 1993 г.[6]
В правовой системе России стала складываться новая
комплексная отрасль права - нотариальное право, объединяющая систему норм, регулирующих
порядок совершения нотариальных действий и взаимоотношения нотариуса с
участниками нотариального производства.
Уникальность института нотариата (имеется в виду нотариат
латинского типа), его полезность, а также экономичность для общества
заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные
функции, законность и правомерность юридических действий участников
гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны
государства. Мало того, современный нотариат России позволяет государству
успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные
функции. На такие сущностные характеристики нотариата важно обратить внимание
именно сейчас, когда государство испытывает большие сложности при
финансировании правоохранительной и судебной систем России.
Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате
нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией России, Конституциями
республик в составе России, данными Основами защиту прав и законных интересов
граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных
законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
При этом нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии
с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или
занимающиеся частной практикой.
Нотариальные действия в России могут совершаться не только
нотариусами. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные
действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные
на совершение этих действий. В ГК (ст. 185, разд. V «Наследственное право»)
право совершения отдельных нотариальных действий предоставлено должностным
лицам органов местного самоуправления и другим лицам. Нотариальные действия от
имени Российской Федерации на территории других государств совершают
должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих
действий.
Публично-правовые основы нотариальной деятельности
Важным при понимании современной системы нотариата как части
юридической системы России является то обстоятельство, что нотариальная
деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения
прибыли. Указанная черта пронизывает содержание законодательства о нотариате, определяя
целый ряд существенных характеристик нотариальной деятельности. Например, нотариус
и лицо, временно его замещающее, не вправе одновременно исполнять свои
обязанности: нотариальные действия в данной нотариальной конторе исполняет либо
сам нотариус, либо лицо, имеющее право его временного замещения[7]. Кроме того, взаимоотношения
нотариуса и лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, имеют не
договорную, а публично-правовую основу.
Нотариат является частью публично-правовой
системы оказания квалифицированной юридической помощи. В соответствии со ст. 48
Конституции России каждому гарантируется право на получение квалифицированной
юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь
оказывается бесплатно. В условиях отсутствия федеральной системы оказания
юридической помощи в сфере гражданской юрисдикции нотариат является важной
формой ее осуществления применительно к системе нотариального производства.
Имеется целый ряд и других характеристик нотариальной деятельности, которые
будут раскрываться при дальнейшем изложении материала.
Публично-правовые основы нотариальной деятельности нашли
подтверждение в ряде постановлений Конституционного Суда России, например в
Постановлении от 19 мая 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных
положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате
(приводится далее, в §11 гл. 1). Из сравнительно недавних решений
Конституционного Суда приведем Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на
нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи
11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации»[8].
1. Гражданка Г.Ю. Притула - нотариус, занимающийся
частной практикой, в своей жалобе в Конституционный Суд РФ оспаривает
конституционность положения абз. 4 п. 2 ст. 11 НК, согласно которому для целей
данного Кодекса под индивидуальными предпринимателями понимаются физические
лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также
частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.
По мнению заявительницы, приведенное положение, как
уравнивающее частных нотариусов с индивидуальными предпринимателями, обусловливает
и равные с ними обязанности по уплате налогов и исполнению иных налоговых
обязанностей, что не учитывает особый характер нотариальной деятельности. В
связи с этим заявительница просит проверить также конституционность ряда статей
НК, из которых - в системной связи с оспариваемым положением - вытекает, как
она считает, признание законодателем нотариальных действий реализацией товаров,
работ или услуг (ст. 39), частных нотариусов - плательщиками налога на
добавленную стоимость (ст. 143) и плательщиками единого социального налога (ст.
235), что не согласуется с публично-правовым статусом частных нотариусов, создает
неопределенность относительно субъектов налогообложения и противоречит ст. 1, 2,
6, 7, 15, 17, 18, 19, 23, 35 и 57 Конституции РФ, а также ч. 6 ст. 1 Основ
законодательства РФ о нотариате, которой установлено, что нотариальная
деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения
прибыли.
2. Анализ оспариваемого положения в нормативном единстве с
другими положениями ст. 11 НК свидетельствует, что некоторые межотраслевые
понятия, в том числе понятие «индивидуальные предприниматели», употребляются в
специальном значении исключительно для целей данного Кодекса, причем в группу
субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием «индивидуальные
предприниматели», частные нотариусы включены наряду с физическими лицами, зарегистрированными
в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица. Поэтому систематическое толкование оспариваемого
положения позволяет сделать вывод, что правовой статус частных нотариусов не
отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица с момента государственной регистрации в качестве
индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК). Это согласуется с Основами
законодательства РФ о нотариате, в соответствии со ст. 1 которых нотариальная
деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения
прибыли.
Допустимость такого законодательного подхода - отнесение
частных нотариусов как субъектов налоговых обязательств к одной группе с
индивидуальными предпринимателями - вытекает в том числе из особенностей
статусных характеристик частных нотариусов, выявленных Конституционным Судом РФ
в Постановлении от 23 декабря 1999 г. по делу о проверке конституционности
отдельных положений ст. 1, 2, 4 и 6 Федерального закона «О тарифах страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и ст. 1
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
«О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования
на 1998 год»: как самозанятые граждане, частные нотариусы осуществляют свободно
избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и
риск (п. 10 мотивировочной части), отвечая по своим обязательствам всем
принадлежащим им имуществом, за исключением имущества, на которое в
соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК).
Не противоречит данному пониманию оспариваемого положения и
то, что деятельность занимающихся частной практикой нотариусов является особой
юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, чем
предопределяется специальный публично-правовой статус нотариусов (данная
правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ
законодательства РФ о нотариате). Определенная схожесть статусных публично-правовых
характеристик нотариусов и адвокатов, на которую указывает заявительница, не
исключает возможности применения законодателем социально оправданной
дифференциации в правовом регулировании налоговых отношений применительно к
этим категориям самозанятых граждан.
Таким образом, данное в НК определение индивидуальных
предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в
п. 2 его ст. 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в
целях налогообложения. Самостоятельного же регулятивного значения - как норма
прямого действия - абз. 4 п. 2 ст. 11 НК не имеет и не может нарушать прав и
свобод заявительницы.
Что касается ст. 39, 143 и 235 НК, то сами по себе они не
содержат каких-либо требований по уплате налогов (обязательств) частными
нотариусами, не предусматривают для них конкретных налоговых обязанностей, а
также не устанавливают элементов налогообложения, а именно объект
налогообложения, налоговую ставку, порядок исчисления налога на добавленную
стоимость и единого социального налога, порядок, сроки и льготы по их уплате.
(Регламентация элементов налогообложения этих налогов не оспаривается и
заявительницей.)
Следовательно, нет оснований утверждать, что ст. 39, 143 и
235 НК во взаимосвязи с абз. 4 п. 2 ст. 11, признавая частных нотариусов наряду
с индивидуальными предпринимателями плательщиками налога на добавленную
стоимость и единого социального налога, не учитывают юридический статус частных
нотариусов как самозанятых граждан и нарушают их конституционные права.
[2]
Нотариат – от лат. «notarius» («писец», «секретарь»).
[3]
См.: Пиепу Ж.-Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право. 4-е изд. / Пер. с
фр. И.Г. Медведева. М., 2001. С. 37.
[4]
Гегель. Философия права. М., 1990. С. 255.
[5]
Существует немало свидетельств, отражающих роль нотариата в фиксации как
важнейших фактов истории человечества, так и права собственности. Например, в
мореплавании Х. Колумба в 1492 г. сопровождал королевский нотариус Эсковедо,
составивший акт об открытии Америки и тем самым официально
засвидетельствовавший данный факт (см.: Сабатини Р. Колумб. М., 1992. С. 238).
О другом случае, связанном с последствиями отсутствия надлежащих доказательств
права собственности на недвижимость, мы знаем все со школы. В повести А.С.
Пушкина «Дубровский» в качестве одной из причин, по которой Дубровский проиграл
судебный процесс Троекурову по поводу владения деревней Кистеневкой, называлось
отсутствие документов о праве собственности на поместье, сгоревших при пожаре.
[6]
См.: Клячин Е.Н. Потенциал нотариата – на службу обществу // Российская
юстиция. 2002. N 7. С. 20.
[7]
Например, в судебной практике Свердловской области одним из оснований лишения
нотариуса лицензии явилось то обстоятельство, что нотариус одновременно в один
день работал со своими помощниками, в нотариальной конторе имелось несколько
печатей.
[8]
См. также: Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 120-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Руппель Светланы Карловны на
нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи
11 Налогового кодекса Российской Федерации».
|