В.Т. Батычко
Международное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Лекция 13. Международное космическое, воздушное, экологическое и экономическое право
13.1. Международное воздушное право
Международное воздушное право - это самостоятельная отрасль
международного права, регулирующая отношения между государствами по поводу
использования воздушного пространства и организации международных воздушных
сообщений.
В предмет правового регулирования международного воздушного
права входят следующие блоки общественных отношений:
1)
отношения по поводу организации
международной аэронавигации;
2)
отношения по поводу деятельности
иностранных воздушно-транспортных предприятий;
3)
отношения по поводу обеспечения
безопасности международных полетов воздушных судов государств.
В своем развитии международное воздушное право прошло три
периода.
Первый период (до первой, мировой войны) характеризовался формированием теорий воздушного права. В
указанный период было выдвинуто две концепции - теория открытого воздуха и
теория суверенитета государств над воздушным пространством над своей сухопутной
и водной территорией. Однако ни одна теория не стала основной.
Второй период (с начала первой мировой войны до 1944 г.) характеризовался поражением теории «свободы воздуха» и
выходом на международно-правовую арену теории суверенитета государств над
воздушным пространством. Указанная теория нашла закрепление в Парижском (1919
г.), Мадридском (1926 г.), Гаванском (1928 г.) договорах о воздушной навигации.
Третий период (с 1944 г. по настоящее время) - характеризуется рождением новых разделов воздушного права:
права международного воздушного транспорта, регулирование международных
воздушных сообщений, права международной воздушной безопасности. Важной вехой в
развитии воздушного права стала принятая в 1944 г. в г. Чикаго конвенция о
международной гражданской авиации. Указанная конвенция является
кодифицированным актом отрасли, положившей основу для дальнейшего ее развития.
Принципами международного воздушного права являются:
1.
Принцип суверенитета государства над
воздушным пространством над своей сухопутной территорией.
2.
Принцип «свободы открытого воздуха» над
территориями с международным режимом (над открытым морем и Антарктикой).
3.
Принцип безопасности гражданской
авиации.
4.
Принцип недискриминации при
осуществлении коммерческой деятельности авиакомпаний.
Основными источниками международного воздушного права
являются: Парижская (1919 г.), Мадридская (1926 г.), Гаванская (1928 г.)
конвенции о воздушной навигации, Чикагская конвенция о международной
гражданской авиации (1944 г.); Конвенция об ущербе, причиненном иностранными
воздушными судами третьим лицам на поверхности (1952 г.) и др.
|