Е.Г.
Непомнящий
Экономика и управление предприятием: Конспект лекций
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
Тема 12. Процесс управления
12.2. Место решения в процессе управления
Решение — центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии
менеджера является принятие решений.
В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле
это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие
решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации,
регулирования, изменений планов — решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница
является условной.
На практике проблема решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации
для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами,
принимающими решение (ЛПР).
Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным
признакам:
- по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные
или ситуационные);
- надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);
- срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);
- связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);
- частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);
- производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);
- числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);
- ЛПР (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);
- учету изменения данных (жесткие, гибкие);
- независимости (автономные, дополняющие друг друга);
- сложности (простые и сложные).
Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм, можно классифицировать следующим
образом (исследования в Германии в 1983 г.):
- ситуационные, рутинные, ведомственные решения;
- решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом
и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);
- инновационные и определяющие решения.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Планирование создания и освоения новых товаров. Сетевое планирование и управление
- Типовые организационные структуры управления предприятием (фирмой)
- Стратегия разработки новых товаров
- Рынок предприятий и поведение покупателей от имени предприятия
|