Е.Г.
Непомнящий
Экономика и управление предприятием: Конспект лекций
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
Тема 5. Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности
5.2. Процесс управления маркетингом
Процесс управления маркетингом состоит:
1) из анализа рыночных возможностей;
2) отбора целевых рынков;
3) разработки комплекса маркетинга;
4) претворения в жизнь маркетинговых мероприятий.
Все эти этапы и их содержание представлены на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Процесс управления маркетингом
Анализ рыночных возможностей — это отправная точка маркетинговой деятельности. Руководству
необходимо знать, как выявлять и оценивать эти возможности. Для этого используются системы
маркетинговой информации и исследований внешней среды. Каждую возможность необходимо оценить
с точки зрения ее соответствия целям и наличным ресурсам фирмы.
Анализ должен вскрыть ряд привлекательных с точки зрения фирмы рыночных возможностей. Каждая
потребует более глубокого изучения, прежде чем на ней остановиться как на очередном целевом
рынке.
Отбор целевых рынков. Чтобы убедиться в достаточной привлекательности открывающейся
возможности, фирме нужно будет провести более тщательную оценку текущего и будущего спроса.
При положительном результате на следующем этапе производят сегментирование рынка для выявления
групп потребителей и нужд, которые фирма может удовлетворить наилучшим образом. Сегмент рынка
состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов
маркетинга. Фирма может остановиться на одном или нескольких сегментах рынка. Применительно
к каждому из них фирма должна решить, какую именно позицию она хочет занять в данном сегменте.
Ей следует изучить позиционирование на целевом рынке марочных товаров конкурентов с точки
зрения свойств, являющихся, по мнению потребителей, наиболее важными. Кроме того, следует
оценить объем спроса на возможные сочетания свойств товара. Затем следует решить, что именно
создавать: товар, рассчитанный на удовлетворение еще не удовлетворенной нужды, или товар,
аналогичный одному или нескольким уже существующим товарам. В последнем случае фирма должна
быть готова вступить в борьбу с конкурирующим товаром, внедряя в сознание потребителей представление
об отличиях своего товара.
Разработка комплекса маркетинга. Приняв решение о рыночном позиционировании (то есть
об отличном от других положении товара на рынке и в сознании потенциальных покупателей), фирма
разрабатывает для его поддержания комплекс маркетинга. Комплекс маркетинга — это сочетание
четырех составляющих: товара, цены, методов распространения и методов стимулирования. Фирме
предстоит принять решение об общей сумме ассигнований по основным составляющим комплекса маркетинга
и в рамках каждой из этих составляющих.
Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий. Для претворения в жизнь маркетинговых
мероприятий фирме необходимо создать четыре системы:
- маркетинговой информации;
- планирования маркетинга;
- организации службы маркетинга;
- маркетингового контроля.
Система планирования маркетинга включает в себя тактическое и стратегическое маркетинговое
планирование.
Факторы, влияющие на стратегию маркетинга фирмы, показаны на рис. 5.2.
Рис. 5.2. Факторы, влияющие на стратегию маркетинга фирмы
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Организация инструментального хозяйства
- Методы распределения товаров
- Организация автоматизированного производства
- Источники формирования хозяйственных средств
|