Г.А.Болошин
Сравнительный менеджмент Методические материалы к курсу.Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001
Тема 2. Процесс разработки стратегии
Исходя из необходимости решения
вышеперечисленных задач, в процессе разработки стратегии производится:
·
оценка потенциала
фирмы, ее возможностей и резервов для достижения общих целей;
·
анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций
фирмы: коммерческих, технологических, социальных;
·
анализ внешних
факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившейся
обстановке и возникшим ситуациям;
·
оценка альтернативных направлений деятельности фирмы и выбор оптимальных
вариантов для достижения поставленных целей;
·
принятие решений,
взятых за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития
фирмы.
Стратегический план –
это оформленный в письменном виде документ, служащий руководством к деятельности
организации в течение достаточно долгого (от трех до пяти лет) периода времени.
Обычно
стратегический план состоит из следующих разделов:
·
Видение, миссия и ценности организации.
·
Анализ деятельности организации с
указанием лиц, заинтересованных и поддерживающих организацию, сильных и слабых
сторон, достигнутых результатов.
·
Цели и задачи, которых организация планирует достичь в
течение следующих трех-пяти лет.
·
Сроки достижения поставленных целей и задач.
·
Критерии оценки
предполагаемых результатов.

Рис. 2.1. Стратегическое планирование: пересечение трех сфер
«Радуга» стратегического планирования

Видение
Видение
– идеальный образ, всеохватывающее представление
будущего, к которому стремится организация.
Ценности
Ценности – кодекс
принципов организации и ее деятельности.
Ответы на вопросы:
Чем мы руководствуемся
в своей деятельности?
Что для нас является особенно важным?
От чего мы не
отступимся ни при каких обстоятельствах?
Миссия
Миссия (предназначение) – краткая
формулировка, объясняющая для чего существует организация, реальное
направление для осуществления мечты.
·
Она (миссия)
отвечает на вопросы: кто мы? и для кого мы работаем (часто миссия отвечает на
вопросы: где? и как?).
·
Она раскрывает
конечную цель организации.
·
Она краткая и
динамичная.
·
Она подчеркивает
уникальность организации.
·
Она отвечает
перемене обстоятельств.
·
Она время от
времени пересматривается, и при необходимости в нее вносятся изменения.
·
Она отражает
нацеленность на конкретную группу людей.
·
Она
концентрируется на результатах, а не на деятельности.
Считается,
что близкая к идеалу формулировка миссии должна включать следующие шесть
моментов:
1 –
провозглашение ценностей и убеждений;
2 – продукты, которые организация будет производить, или
потребности, которые она собирается удовлетворять;
3 –
рынок, на котором организация позиционируется;
4 –
способы выхода на свой рынок;
5 –
ключевые технологии, которые будут использоваться;
6 –
стратегические принципы развития и/или финансирования.
Миссия
понимается как утверждение раскрывающее смысл
существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от
ей подобной.
Миссия___________________________________(наименование
организации)
заключается
в обеспечении экономического роста и решении
(формулировка конкретных социальных и/или экономических проблем)
_______________________________________(наименование
основных п)
довлетворяющих
требованиям_______________________________________
(стандарты,
качество, конкурентоспособность).
Это должно позволить
акционерам и/или партнерам
_____________________________________________(наименование
организации), получить оптимальную прибыль, а ее персоналу – достойное и
справедливое вознаграждение

Стратегические цели
организации
Если миссия организации задает общие
ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее
существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится
организация, фиксируются в виде ее целей, т.е., говоря иначе, цели - это
конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых
является для нее желательным и на достижение которых направлена ее
деятельность.
Важность определения целей связана с тем, что они:
·
являются фундаментом для процесса менеджмента в целом;
·
лежат в основе
принятия любого управленческого решения;
·
являются исходной
точкой планирования;
·
лежат в основе
построения организационных отношений;
·
определяют
систему мотивации, используемую в организации;
·
цели являются
точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников,
подразделений и организации в целом.
·
служат руководством для формирования конкретных плановых показателей;
·
определяют способы повышения эффективности организации;
Исследователи в
области менеджмента выделяют несколько ключевых пространств, в
рамках которых организация определяет свои цели: положение на рынке,
производственные мощности организации, инновации, производительность, ресурсы,
доходность (прибыльность), управленческие аспекты, персонал (человеческие
ресурсы), работа с потребителями, социальная ответственность.
Рис. 2.2. Декомпозиция
миссии (дерево целей)
Существует
много разных способов построения системы целей, охватывающей все направления
деятельности и все структурные подразделения организации. Для практического
построения полного дерева целей организации рекомендуется, на
выбор, два взаимодополняющих подхода.
Первый –
это сведение дерева целей организации к системе целей по созданию и реализации
ее продукта на рынке.
Второй –
дополнение системы целей по продукту еще и целями, которые характеризуют другие
важнейшие аспекты деятельности организации.
Для
постановки целей соответствующих уровней и адекватного распределения ключевых
ресурсов коммерческой организации рекомендуется следующая система приоритетов:
приоритеты
1-го уровня – оптимальная концентрация;
приоритеты
2-го уровня – достаточный минимум;
приоритеты
3-го уровня – по остаточному принципу (в т.ч. полное прекращение
отдельных программ и проектов).
В
результате аналитического соединения принятой системы приоритетов с установленными
стратегическими целями получается система стратегических целевых приоритетов
организации.
В
принципе – установленная система стратегических целевых приоритетов и программа
конкретных действий, обеспечивающих их практическое осуществление, – вполне
могут выполнять роль первичной корпоративной
стратегии – для любой организации.
Для
некоторых видов коммерческих организаций, например, для многих представителей
российского малого бизнеса, разработка и реализация стратегий именно в таком
формате – вообще может оказаться достаточной и вполне эффективной.
На
этапе установления миссии и целевых приоритетов обязательно необходимо учитывать
данные всех предыдущих этапов стратегического анализа. То есть в окончательной
формулировке миссии, дерева целей и системы целевых
приоритетов организации соответствующим образом должны быть синтезированы и
отражены – все ключевые результаты – исследования ее внешней и внутренней
среды, а также данные разработанных сценариев развития.
В идеале
стратегические цели должны отвечать следующим требованиям:
·
Четкое указание
направления деятельности.
·
Реальность.
·
Концентрация
внимания на результате.
Цели развития организации
Одними из самых важных целей для стратегического
управления являются цели развития организации. Данные цели отражают
соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения
объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это
соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или может
наблюдаться сокращение. Соответственно этим темпам роста могут устанавливаться
цели быстрого роста и цель сокращения.
Как нужно ставить себе цели
Шаг первый. Прояснение ваших потребностей
Шаг второй. Прояснение возможностей
Шаг третий. Принятие решения о том, что вам нужно
Шаг четвертый. Выбор
Шаг пятый. Уточнение цели
Шаг шестой. Установление временных границ
Шаг седьмой. Контроль своих достижений

Практическое задание
Запишите одну из своих стратегических целей.
Переформулируйте ее в соответствии с принципами SMART

Задачи

Рис. 2.4. АВС-анализ

Рис. 2.5. Принцип Эйзенхауера
|