Г.А.Болошин
Сравнительный менеджмент Методические материалы к курсу.Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001
Тема 5. Эффективность стратегического менеджмента
Стратегический контролинг

Функции стратегического контролинга

К основным функциям стратегического
контролинга относятся:
1 - контроль процесса реализации корпоративной стратегии;
2 - становление и развитие системы информационного обеспечения
стратегического управления;
3 - мониторинг системы стратегических индикаторов/показателей,
в том числе - отдельно - по внешней и внутренней среде;
4 – первичный поэлементный и интегральный стратегический
анализ;
5 – первичная фиксация критических стратегических позиций
организации (внешних и внутренних);
6 – участие в постановке стратегических целей;
7 – участие во вторичном стратегическом анализе и
стратегической рефлексии;
8 – координация всех этапов стратегического управления – как
процесса – и в целом – всех элементов стратегического менеджмента – как органической системы.
Новая парадигма стратегии

Как поставить стратегический менеджмент
Первая и
самая главная заповедь постановки стратегического управления гласит:
«Если
хочешь поставить у себя стратегический менеджмент – ставь его!»
Вторая
заповедь напоминает:
«Рыба
тухнет с головы, а стратегический
менеджмент – с президента».
Третья
заповедь постановки стратегического менеджмента утверждает:
«Бюрократия,
также как и мафия, - бессмертна!»
Поэтому
при постановке стратегического управления в Вашей организации:
во-первых, -
необходимо убедиться, что реальное первое лицо организации действительно хочет
и готово заниматься стратегическим управлением, что называется, - всерьез и надолго;
во-вторых, -
надо создать отдел стратегического развития.
В средней и даже крупной коммерческой организации
такой отдел может состоять из 5-8 ведущих
специалистов в области корпоративной стратегии.
В зависимости от размера организации, или в меру любви
ее руководителя к стратегическому управлению, вместо отдела может быть создано нечто более грандиозное, например,
управление, департамент или даже дирекция. А может – даже наоборот – то ли сектор/группа – или совсем уж – то ли советник, то ли
помощник по стратегии.
Задачи и функции подразделения стратегического
развития
Перед Отделом (подразделением) стратегического развития,
который должен функционировать на постоянной
профессиональной основе, стоят две главные задачи:
1
Сведение всех стратегических наработок, произведенных в первую oчepeдь самим Отделом
а также другими подразделениями организации, в заданные определенным
форматом проекты решений. Проекты в установленном порядке
представляются Отделом в органы управления организации, которые
уполномочены принимать соответствующие стратегические решения. В большинстве
организаций такими органами управления являются: генеральный директор или
президент компании, правление организации, совет директоров общества (в
акционерном обществе).
Ключевые функции отдела стратегического развития
1.
Становление
стратегического менеджмента в
качестве органической подсистемы профессиональной системы менеджмента.
2.
Постановка определенных
стратегических позиций -
как постоянных элементов профессиональной деятельности – в различных специализированных
(функциональных) в том числе: 1) в службе маркетинга; 2) в службе планирования; 3) в производственном звене, 4) в службе развития персона 5) в финансовой
службе; 6) в информационной службе; 7) в
подразделении НИОКР; 8) в подразделении, отвечающем за развитие инфраструктуры
организации.
3.
Сведение
стратегических наработок,
подготовленных различными подразделениями организации, в соответствующую
редакцию единой и целостной корпоративной стратегии.
4.
Интегральный
анализ данных стратегического контролинга, завершающийся выводами и предложениями по коррекции реализуемой корпоративной стратегии.
5.
Коррекция первой и последующих редакций корпоративной
стратегии в соответствии с поправками, которые представляются менеджерами
организации в процессе развития стратегии.
6.
Анализ
эффективности конкретных мероприятий
и методов, а также рефлексия всей деятельности, связанной с разработкой
и реализацией корпоративной стратегии.
Главное
в деятельности отдела стратегии – подготовка решений – и осуществление
стратегического менеджмента в рабочем порядке.
На практике –
при осуществлении первого цикла работ по
корпоративной стратегии (особенно в ситуации становления менеджмента
новой организации) – подразделение
стратегического развития зачастую – запускает
все необходимые процессы, опираясь в основном только на свои
собственные интеллектуальные силы и предоставленные материальные возможности В условиях уже сложившейся системы стратегического
управления – подразделение
стратегического развития – выполняет все
ключевые функции. Кроме того, оно может выполнять и ряд других функций, задаваемых прежде всего спецификой бизнеса конкретной организации.
Менеджер, возглавляющий подразделение стратегического
развития, является старшим или ведущим стратегом организации в смысле своей профессиональной должностной специализации,
а также по причине непосредственной ответственности за практическое осуществление
и текущие результаты соответствующей деятельности.
Главным стратегом организации не по должности, связанной с подготовкой
решений, а по сути менеджмента, т.е. по критерию принятия решений, всегда является – или первый менеджер
организации – и/или ее
коллективный/индивидуальный собственник.
В силу специфики деятельности, наиболее эффективным
считается подчинение подразделения стратегического развития и его руководителя первому
менеджеру организации, т.е. непосредственно президенту или генеральному
директору.
В современной предпринимательской организации подразделение
стратегического развития является своеобразным венцом подсистемы
стратегического управления, а значит – в
определенной мере – и всей ее системы менеджмента в целом.
Привлечение консультантов
По общему мнению, деятельность по разработке и
развитию корпоративной стратегии, прежде всего в той ее части, которой заняты руководители и ключевые
специалисты, относится к разряду наиболее сложного и квалифицированного
интеллектуального труда, требующего адекватных условий своей организации
и осуществления.
Ежели у Вашей Организации очень много – денег, времени и амбиций, - то к решению своих стратегических проблем –
попробуйте привлечь известную консалтинговую фирму, оказывающую услуги в
области стратегического менеджмента.
К сожалению, рынок
услуг по стратегическому менеджменту, которые предоставляют отечественные
фирмы, в настоящее время сам еще находится в начальной стадии своего становления.
С одной стороны, по
сравнению с иностранными компаниями,
можно отметить ряд серьезных преимуществ, которые отдельные российские
консалтинговые фирмы – уже продемонстрировали
на практике. И к таким фирмам –
соответственно – можно и нужно обращаться.
В
данном контексте, к серьезным преимуществам –
некоторых отечественных организаций –
относятся: 1) сопоставимое
качество управленческих услуг, которое сочетается с несопоставимо более
высоким уровнем как специализированной, так и общей адаптивности; 2) первое в сочетании с существенно более низкими
ценами; 3) первое и/или второе в
сочетании со значительно более короткими сроками и т.д.
В условиях крайнего
дефицита отечественных специалистов по стратегическому менеджменту, в данном
вопросе вам придется делать – свой
самостоятельный поиск и выбор.
|