Маркетинг
4.4. Планирование на основе прогнозирования будущего развития
рынка
Есть заметная разница в маркетинге на стадии исследований и
проектирования продукции и на стадии обращения и эксплуатации (потребления)
продукции [2]. Во втором случае мы имеем дело с уже существующей продукцией,
поставленной на поток, а в первом - с будущей. Надо так спроектировать изделие,
чтобы оно оказалось конкурентоспособным на тот момент, когда выйдет на рынок.
А это будет не так скоро, как может показаться - от начала работ по созданию
новой марки автомобиля до выпуска первых сотен экземпляров проходит 5-7 лет.
Очевидно, необходимо планирование на основе прогнозирования
будущего развития рынка (см. главу "Функции менеджмента"). Надо прогнозировать
как развитие вкусов потребителей, уровень их доходов, т.е. объем и структуру
рынка, динамику его отдельных сегментов, так и поведение конкурентов, их нацеленность
на те или иные сегменты рынка. Цель - добиться конкурентоспособности своей продукции.
Этого можно добиться и путем снижения себестоимости за счет внедрения передовых
технологий и обучения персонала. Поэтому при перспективном прогнозировании надо
смотреть не только на рынок, но и "внутрь" своего предприятия.
Технический уровень и качество продукции на мировом рынке растет,
и необходимо спланировать подготовку новой модели так, чтобы в момент выхода
на рынок и в течение нескольких следующих лет она оказалась выше среднемирового
уровня по потребительским свойствам, техническому уровню и качеству. Можно также
предсказать, когда придется ее снимать с производства - когда она существенно
отстанет от продукции конкурентов. Поскольку период подготовки изделия к выпуску
может быть заметно длиннее периода массового выпуска, то на предприятии могут
параллельно идти работы по целой гамме изделий, которые будут затем сменять
друг друга на конвейере.
Представляет интерес и стратегия воспитания новой потребности
(см. выше). Так, из-за ухудшающейся экологической обстановки все более перспективными
представляются электромобили взамен обычных автомобилей с двигателями, работающими
на бензине. Однако предприятию, взявшемуся за осуществление этой перспективной
идеи, придется приложить много усилий, вместе с властями и экологическими организациями,
чтобы воспитать у потребителей потребность в электромобилях.
Конкретные вопросы разработки и осуществления маркетинговой
политики, методы проведения рекламы, изучения и завоевания рынка, анализа и
прогнозирования поведения потребителей и конкурентов рассмотрены в многочисленных
публикациях по проблемам маркетинга.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Методы завоевания рынка
- Инвариантные алгоритмы и средние величины
- Инвариантные алгоритмы и средние величины
- Основные шкалы измерения
|