Интернет как инструмент маркетинга
Алина Викторовна Полякова
СПб Государственный университет
Аэрокосмического приборостроения
Интернет как канал прямого маркетинга
Одна из активно используемых стратегий маркетинговой политики
компании - стратегия прямого маркетинга. "Прямой маркетинг - это
интегрированная маркетинговая система, в которой используется одно или
несколько средств рекламы в целях получения измеримой реакции со стороны
потребителя и/или совершения сделки"[1].
Каналы прямого маркетинга, использовавшиеся до недавнего
времени: личная продажа, прямая почтовая рассылка (а также факсимильная
связь, голосовой почтовый ящик), продажа по каталогам, телемаркетинг (продажи
по телефону), телевидение (реклама с возможностью немедленного ответа,
телемагазины, системы видеотекста), а также журналы, газеты и радио, киоски.
Интернет является новейшим каналом прямого маркетинга и в этой роли он
не менее, а иногда и более эффективен традиционных средств. "Хотя
некоторые компании по-прежнему отводят прямому и сетевому маркетингу второстепенную
роль, многие уже практикуют интегрированные маркетинговые коммуникации,
также имеющие название "интегрированный прямой маркетинг (ИМП)".
Программы ИМП, сфокусированные на использовании в рекламе различных средств,
как правило, оказываются во много раз эффективнее "одиночных"
коммуникационных программ"[1].
Одним из наиболее ценных инструментов прямого маркетинга
является база данных покупателей, представляющая собой организованный
и постоянно пополняемый банк исчерпывающих данных о покупателях фирмы.
Компании используют эти базы данных для определения потенциальных клиентов,
выделения из общего числа покупателей группы, которой можно направить
конкретное предложение, повышения покупательской лояльности и стимулирования
повторных покупок. При использовании прямого маркетинга между покупателями
и продавцами обычно устанавливаются взаимовыгодные отношения. Тем не менее,
следует соблюдать осторожность и не проводить кампании, которые раздражают
потребителей, воспринимаются ими как нечестные и/или вторжение в частную
жизнь [4]. Создание базы данных потенциальных клиентов может быть реализовано
путем формирования списка рассылки новостей Веб-сайта. Благоприятным фактором
является то, что пользователь по собственной воле подписывается на получение
сообщений и в любой момент может отказаться от подписки. Такая добровольность
исключает либо снижает негативное отношение к рекламе со стороны потребителей.
Интернет как рекламный носитель
Рассматривая преимущества и недостатки традиционных рекламных
носителей (см. Таблица 1) можно заметить, что Интернет в этом качестве
обладает большинством преимуществ традиционных средств рекламы и избавлен
от многих недостатков последних.
В то же время Интернет как рекламная площадка обладает некоторыми
принципиальными особенностями, которые присущи только ему. Например, ни
для какого другого средства рекламы не существует понятия "таргетинг".
Таргетинг - это возможность избирательно показывать посетителям рекламные
объявления в зависимости от региона, времени и даже места работы посетителя.
Помимо таргетинга, вторая принципиальная особенность Сети
- это возможность точного оперативного определения эффективности рекламной
кампании, так как владельцам сайта всегда доступна статистика показов
рекламных объявлений, откликов на них и поведение посетителя на сайте
в случае отклика.
Специфическая для Интернета услуга - рекламные баннерные
сети. Баннер - основной, на данный момент, вид рекламных объявлений, размещаемый
на Веб-страницах, представляющий собой стандартных размеров прямоугольник,
содержащий рекламную информацию и изменяющий свое содержание при повторной
загрузке страницы.
Таблица 1.
Особенности средств
рекламы
Средство рекламы
|
Преимущества
|
Недостатки
|
Газеты
|
Гибкость; своевременность; высокий уровень охвата
местного рынка; широкая аудитория; высокий уровень доверия
|
Недолговечность; невысокое качество воспроизведения;
небольшая "вторичная" аудитория
|
Телевидение
|
Сочетание изображения, звука и динамики; обращение
непосредственно к чувствам; высокий уровень внимания; высокая
степень охвата
|
Высокая стоимость; насыщенность; мимолетность контакта;
меньшая степень избирательности аудитории
|
Прямая почтовая реклама
|
Избирательность аудитории; гибкость; отсутствие
рекламной конкуренции в пределах данного средства; адресность
|
Относительно высокая стоимость; устоявшееся мнение
о такой форме рекламы как о "макулатуре"
|
Радио
|
Массовость; высокая степень избирательности по географическим
и демографическим признакам; низкая стоимость
|
Только восприятие на слух; уровень внимания ниже
по сравнению с ТВ-обращениями; непродолжительность воздействия
|
Журналы
|
Высокий уровень географической и демографической
избирательности; доверие и престиж; высококачественное воспроизводство;
длинная жизнь; "вторичный" круг читателей
|
Большие перерывы во времени между объявлениями;
высокая вероятность досадных опечаток; нет гарантии своевременного
появления
|
Наружная реклама
|
Гибкость; высокий показатель повторных контактов;
низкая цена; отсутствие конкуренции
|
Отсутствие избирательности аудитории; творческие
ограничения
|
Рекламная сеть - это единый центр сбора и размещения баннерной
рекламы для нескольких (единиц, десятков, сотен, тысяч) веб-сайтов. То
есть существует одна фирма, которая, с одной стороны, резервирует рекламную
площадку на серверах (чаще всего, никак не связанных организационно с
этой фирмой). С другой стороны, она имеет штат рекламных агентов, которые
в состоянии собирать баннерную (в основном) рекламу для размещения на
арендованных площадях. Прибыль образуется за счет разницы между ценой
баннера для конечного пользователя и ценой арендованной площади для рекламной
сети.
Планирование маркетинговой кампании в Интернете
Одно из условий успешной маркетинговой кампании - тщательное
планирование. Необходимо четко определить ее цели, выделить целевых покупателей
и рынки сбыта, проработать элементы предложения, протестировать их и установить
критерии измерения эффективности кампании.
Планируя маркетинговую кампанию в Интернете, следует учитывать
следующий ряд факторов:
Интернет-маркетинг имеет свои ограничения. Одна из наиболее
серьезных особенностей российского Интернета - это ограниченное количество
пользователей. Эта особенность может стать ограничением в маркетинговой
кампании общедоступных потребительских продуктов, потенциальная аудитория
которых исчисляется десятками миллионов. В этом случае наиболее эффективно
использовать традиционные маркетинговые/рекламные средства, такие, как
популярные газеты, журналы и телевидение. С другой стороны, эта особенность
может стать источником существенной экономии средств при достижении необходимой
вам целевой аудитории [2].
Кроме того очевидного факта, что все пользователи Интернета
- это компьютерщики, проведенные на ряде российских серверов, исследования
показали, что пользователи Интернета обладают целым рядом других интересных
особенностей: среди пользователей Интернета достаточно высокий процент
владельцев пластиковых карточек, мобильных телефонов, автомобилей, домашних
компьютеров и тому подобных "предметов роскоши". Это означает,
что социальный уровень и уровень доходов пользователей Интернета достаточен
для продвижения так называемых "штучных товаров", то есть более-менее
дорогих, технологичных товаров и услуг и использование Интернета может
существенно сэкономить ваши расходы при проведении маркетинговой кампании
такого рода товаров и услуг.
Интернет - это совокупность различных серверов, каждый из
которых посвящен своей тематике, имеет свою аудиторию и свою посещаемость.
При планировании своей маркетинговой кампании в Интернете тщательно определите
список серверов, наиболее подходящих вам по привлекаемой аудитории. Именно
качество аудитории, а не посещаемость должна быть самым главным критерием
при выборе места в Интернете.
Направленная реклама в Интернете будет эффективна только
в том случае, если вы сможете определить веб-серверы, которые посещает
интересующая вас аудитория. При этом такая эффективность будет носить
не только относительный характер, но и по своим количественным характеристикам
не будет уступать традиционной рекламе в печатных изданиях [4].
1.
McLuhan M. Understanding Media: The Extensions
of Man. - MIT Press, 1994 Edition.
2. Бокарев Т. Количественный
и качественный состав аудитории Интернета, тенденции развития и их значение
для рекламодателя.// Материалы
конференции "Internet-маркетинг-98".
3. Кирсанов Д.
Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. - СПб.: Символ-Плюс, 1999.
4.Ченцов В.И.,Успенский И.В. Интернет как эффективное средство маркетинговых
коммуникаций.// http://www.marketing.spb.ru/read/article/catalog/5read.htm
|