Положения об отделах
ГЛАВНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ
|
|
УТВЕРЖДАЮ |
(наименование предприятия, |
|
|
|
|
(руководитель предприятия |
организации, учреждения) |
|
|
|
|
|
|
|
организации, учреждения) |
ПОЛОЖЕНИЕ |
|
|
|
|
00.00.0000 |
№
00 |
|
(подпись) |
|
(фамилия, инициалы) |
|
|
|
|
|
00.00.0000 |
|
|
|
|
|
|
I. Общие
положения
Главная бухгалтерия является самостоятельным
структурным подразделением предприятия на правах отдела, подчиняется
главному бухгалтеру.
II. Задачи
1. Организация учета
финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
2.
Осуществление контроля за сохранностью собственности, правильным
расходованием денежных средств и материальных ценностей, соблюдением
строжайшего режима экономии и хозяйственного расчета.
III.
Структура
1.
Структуру и штаты главной бухгалтерии утверждает директор предприятия в
соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами
численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей
производства.
2. В
состав главной бухгалтерии входят подразделения (секторы, группы) учета
основных средств и малоценного инвентаря, материалов, затрат на
производство и калькулирование себестоимости, учета готовой продукции и ее
реализации, расчетов с рабочими и служащими, финансово-расчетных операций,
сводного учета и отчетности, финансового контроля и ревизии и др.
IV. Функции
1.
Достоверная и рациональная организация бухгалтерского учета, отвечающего
требованиям оперативного руководства предприятием, и строгое соблюдение
установленного правила ведения учета.
2.
Внедрение передовых форм и методов бухгалтерского учета на основе широкого
применения вычислительной техники.
3.
Организация учета основных фондов, сырья, материалов, топлива, готовой
продукции, денежных средств и других ценностей предприятия, издержек
производства и обращения, исполнения смет расходов.
4. Организация расчетов
по заработной плате с работниками предприятия.
5.
Составление отчетных калькуляций себестоимости продукции, балансов и
бухгалтерской отчетности.
6.
Осуществление мероприятий по совершенствованию калькулирования
себестоимости отдельных видов продукции, по внедрению нормативного метода
учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
7.
Своевременное начисление и контроль своевременности перечислений
государственных налогов, отчислений от прибылей и других платежей в
Государственный бюджет Украины, а также средств амортизационного фонда на
финансирование затрат по капитальным вложениям и капитальному ремонту,
своевременности погашения кредитов учреждений банков.
8.
Обеспечение документального отражения на счетах бухгалтерского учета
операций, связанных с движением денежных средств, начислением и
перечислением налогов, отчислений от прибыли и других платежей в
государственный бюджет.
9.
Осуществление контроля за своевременным проведением инвентаризации
денежных средств, товарно-материальных ценностей и расчетов, а также
ревизий в подчиненных хозяйствах с самостоятельным балансом.
10.
Принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и
злоупотреблений, обеспечение своевременности оформления материалов по
недостачам, растратам, хищениям и другим злоупотреблениям, осуществление
контроля за передачей в надлежащих случаях этих материалов
судебно-следственным органам.
11.
Составление бухгалтерской отчетности на основе достоверных первичных
документов и соответствующих бухгалтерских записей, своевременное
представление ее соответствующим органам.
12.
Осуществление (совместно с другими службами) экономического анализа
финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерского
учета и отчетности с целью выявления внутрихозяйственных резервов,
ликвидации потерь и непроизводительных расходов.
13.
Участие в разработке рациональной плановой и учетной документации, в
методическом руководстве и организации работы по внедрению,
совершенствованию и расширению сферы действия внутрихозяйственного
расчета.
14.
Применение утвержденных в установленном порядке типовых унифицированных
форм первичной учетной документации, строгое соблюдение порядка оформления
этой документации.
15.
Обеспечение строгого соблюдения кассовой и расчетной дисциплины,
правильное расходование полученных в банках средств по назначению,
соблюдение порядка выписки чеков и хранения чековых книжек.
16.
Обеспечение хранения бухгалтерских документов и бухгалтерского архива в
установленном порядке.
17. Осуществление
контроля за:
правильным и своевременным оформлением приема и
расходования сырья, материалов, топлива, готовых изделий, товаров и других
ценностей, за своевременным предъявлением претензий к поставщикам:
своевременным взысканием дебиторской и погашением кредиторской
задолженности;
правильным расходованием фонда оплаты труда,
исчислением и выдачей всех видов премий, вознаграждений и пособий,
соблюдением установленных штатов, должностных окладов, смет
административно-хозяйственных и других расходов, а также соблюдением
платежной и финансовой дисциплины;
обоснованным и законным списанием с бухгалтерского
баланса недостач, потерь, дебиторской задолженности и других средств;
правильным и своевременным проведением и оформлением в
установленном порядке переоценки товарно-материальных ценностей.
V.
Взаимоотношения главной бухгалтерии с другими подразделениями предприятия
1. С отделом
технического контроля
Получает: акты о браке с указанием виновных в
образовании брака; заключения на принятые рекламации и расчет потерь в
связи с ликвидацией обнаруженных недостатков.
Представляет: сведения о результатах учета потерь от
брака в цехах по бракоизвеще-ниям и об отнесении сумм на виновных.
2. С отделами главного
механика и главного энергетика
Получает: извещения о выполнении заказов; утвержденные
в установленном порядке акты на списание оборудования и энергооборудования
с баланса; утвержденные в установленном порядке акты на передачу или на продажу оборудования,
акты на передачу оборудования из ремонта в эксплуатацию.
Представляет: информацию о затратах, произведенных на
содержание и ремонт оборудования; информацию о наличии основных и
оборотных средств в сопоставлении с нормативом.
3. С инструментальным отделом
Получает: отчетную документацию по производству
инструмента и оснастки; расчеты по нормам запаса на центральном
инструментальном складе.
Представляет: отчетные данные по инструментальному
хозяйству завода; нормы запаса инструмента на ЦИСе; счета для акцепта на
приобретаемый инструмент, образцы, твердые сплавы и алмазный инструмент;
информацию о наличии основных и оборотных средств в сопоставлении с
нормативом.
4. С отделом главного
технолога
Представляет: сведения о фактическом расходе материалов
на единицу изделий основного производства.
5. С отделами
материально-технического снабжения и внешней кооперации
Получает: ведомость на излишние
материалы и неликвиды; инвентаризационные ведомости материальных
ценностей; расчеты и другие данные для взыскания с поставщиков пени,
штрафов и неустоек, а также заключения по претензиям, заявленным
поставщиками; отчетные данные о движении материалов и изделий и об
остатках их на конец каждого месяца.
Представляет: счета для акцепта; сведения о материалах
в пути; сведения о движении материалов и комплектующих изделий и
реализации сверхнормативных остатков на начало месяца и квартала в
стоимостной оценке; информацию о неоплаченных счетах с указанием причин;
лимиты затрат на телефонные, телеграфные и командировочные расходы;
отчетные данные о стоимости материалов, комплектующих изделий,
израсходованных цехами и отделами завода.
6. С
планово-экономическим отделом
Получает: годовые, квартальные и месячные планы
производства в номенклатуре; планы производства продукции по номенклатуре
и объему товарной продукции по цехам предприятия.
Представляет: отчеты по выпуску продукции (по
номенклатуре и в денежной оценке); материалы о состоянии незавершенного
производства; другие данные, необходимые для анализа и планирования.
7. С отделом организации
труда и заработной платы
Получает: смету использования фонда материального
поощрения; утвержденные положения о премировании рабочих из фонда
заработной платы, а также рабочих, специалистов и служащих из фонда
материального поощрения.
Представляет: сведения о фактически начисленной
заработной плате по категориям работающих и хозрасчетным подразделениям;
сведения об использовании фонда материального поощрения; сведения о
натуральных и денежных выплатах сверх фонда заработной платы.
8. С отделом
капитального строительства
Получает: ежемесячно баланс по капитальным вложениям;
титульные списки капитальных работ и копии справок о наличии
финансирования.
Представляет: оформленные справки о наличии финансирования.
9. Со всеми цехами и
отделами
Получает: отчеты выполнения плана работ и услуг в
натуральных измерителях; отчеты о движении основных материалов (по
установленной номенклатуре); отчеты о состоянии незавершенного производства; необходимые для
бухгалтерского учета и контроля документы, приказы, распоряжения, а также
всякого рода договоры, сметы, нормативы.
Представляет: сведения о затратах на производство по
элементам; сведения о выполнении хозрасчетных показателей; разного рода
справки, сведения и прочее, связанное с хозрасчетной деятельностью
подразделения.
10. С отделом сбыта
Представляет: данные об остатках готовой продукции (по
видам и типам); сличительные ведомости по результатам инвентаризации;
сведения о неплатежеспособности отдельных заказчиков; извещения о
применении санкций к покупателям и заказчикам.
11. С юридическим
отделом
Получает: результаты рассмотрения по гражданским и уголовным делам.
Представляет: материалы по фактам хищений и взысканий дебиторской
задолженности с граждан.
VI. Права
1.
Требовать от подразделений предприятия представления материалов (планов,
отчетов, справок и т. п.), необходимых для осуществления работы, входящей
в компетенцию главной бухгалтерии.
2.
Подписывать бухгалтерские отчеты и балансы предприятия, статистические
отчеты о выполнении планов по важнейшим показателям
производственно-хозяйственной деятельности предприятия, документы,
служащие основанием для приема и выдачи денег, материальных и других
ценностей, а также изменяющие кредитные и расчетные обязательства
предприятия. Указанные документы без подписи главного бухгалтера или его
заместителя считаются недействительными.
3.
Рассматривать и визировать договоры и соглашения, заключенные
предприятием, приказы об установлении и изменении условий оплаты труда и
премирования, о приеме, увольнении и перемещении материально ответственных
лиц на предприятии, о списании ценностей.
4. Не
принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые
нарушают действующее законодательство и установленный порядок приема,
оприходования, хранения и расходования денежных средств, оборудования,
материальных и других ценностей.
5.
Представлять руководству предприятия предложения о наложении взысканий на
лиц, допустивших недоброкачественное оформление и составление документов,
несвоевременную передачу их для отражения на счетах бухгалтерского учета и
отчетности, а также допустивших недостоверность содержащихся в документах
данных.
6.
Осуществлять связь с другими организациями по вопросам, входящим в
компетенцию главной бухгалтерии.
7.
Указания главной бухгалтерии в пределах функций, предусмотренных настоящим
Положением, являются обязательными к руководству и исполнению
подразделениями предприятия.
VII.
Ответственность
1. Всю
полноту ответственности за качество и своевременность выполнения
возложенных настоящим Положением на главную бухгалтерию задач и функций
несет главный бухгалтер.
2. Степень
ответственности других работников устанавливается должностными
инструкциями.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(руководитель структурного |
|
|
|
|
|
|
(подпись) |
|
(фамилия, инициалы) |
подразделения) |
|
00.00.0000 |
|
|
|
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(должностное лицо, с которым |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
согласовывается Положение) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(подпись) |
|
(фамилия, инициалы) |
|
|
|
|
00.00.0000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Начальник юридического отдела |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(подпись) |
|
(фамилия, инициалы) |
|
|
|
|
00.00.0000 |
|
|
|
|
|
|
|