М.А.
Боровская
Банковские услуги предприятиям
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 169с.
ТЕМА 10. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
Безналичные расчеты за товары и услуги осуществляются в различных формах, каждая
из которых имеет специфические особенности в движении расчетных документов.
Расчет представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых
относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Под документооборотом
понимается система оформления, использования и движения расчетных документов
и денежных средств. В него входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и
передача его другим участникам расчетов; движение расчетного документа между
учреждениями банков; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки
составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк и т. п.
До недавнего времени основной формой безналичных расчетов являлась акцептная
форма, совершаемая на основе платежных требований поставщиков. Преобладающая
роль акцептной формы объяснялась тем, что она в большей степени, чем другие
формы расчетов, соответствовала принципам организации безналичных расчетов,
действовавшим в условиях административно-командной системы управления.
В настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям хозяйственным органам
предлагается использовать такие формы, которые предполагают исключить в расчетах
диктат производителя и сделать инициатором совершения платежа самих плательщиков.
В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается
использование следующих форм безналичных расчетов:
- платежные поручения;
- платежные требования-поручения;
- чеки;
- аккредитивы;
- векселя.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими
в хозяйственных договорах (соглашениях).
Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа рассматриваются
обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются
в суде, третейском суде и арбитраже.
Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются
клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Сами банки ведут переписку
по этим претензиям между собой при участии РКЦ.
За несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а
также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся
владельцу счета, последний имеет право потребовать от банка уплатить в свою
пользу штраф в размере 0,5% от суммы, несвоевременно или неправильно списанной
за каждый день задержки.
Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются
банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям
и, следовательно, должны содержать следующие данные:
- наименование расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
- наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер
банка плательщика;
- наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование
и номер банка получателя средств;
- назначение платежа (в чеке не указывается);
- сумма платежа (цифрами и прописью).
Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными
лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание
средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра
расчетного документа.
Расчетные документы (кроме чеков) выписываются, как правило, с использованием
технических средств в один прием под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами
или шариковыми ручками.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению в течение операционного
дня банка (операционный день устанавливается до 13 часов). Документы, принятые
банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же
день.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Расчеты аккредитивами
- Кредитный риск: основные способы минимизации
- Чековая форма расчетов
- Формирование системы межбанковских расчетов
|