Литовских А.М., Шевченко И.К.
Финансы, денежное обращение и кредит
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 135 с.
ТЕМА 4. Бюджетная система Российской Федерации
4.5. Государственный долг РФ
4.5.1. Сущность и формы государственного долга
Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета
за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном
кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими
и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами
международного права.
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного
бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:
- кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами
и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;
- государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
- договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению
обязательств третьими лицами;
- переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных
законов;
- соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых
лет.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию
он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные
- к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный
долг нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.
Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных
и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы
по выплате доходов и погашению обязательств.
По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными
(от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать
срок в 30 лет.
По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный
долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по
долговым обязательствам субъектов РФ.
Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены в Программе государственных
внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Программа входит в
число документов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый
год.
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый
год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем
может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного
долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых
РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего
уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый
год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в
текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета
без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в
текущем году заемных средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного
долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета
соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то могут быть применены следующие санкции:
- ревизия бюджета субъекта РФ;
- передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ или местного
бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ;
- иные меры.
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственного долга.
Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве
финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ.
Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:
- рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);
- нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя
Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.).
Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что расходы по обслуживанию
долга стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты
меры, которые позволили снизить эти затраты, а именно:
- на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для покупки государственных
ценных бумаг им было разрешено открывать счета типа "С");
- начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;
- начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний.
Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом
в худшем случае обходятся в 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло свои
коррективы в эти планы.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Бюджетная классификация
- Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ
- Ссудосберегательные ассоциации
- Международный кредит
|