И.Н. Олейникова
Финансы, денежное обращение и кредит: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 1996.
Тема 7. Государственные финансы
7.2. Бюджетный процесс
Бюджетный
процесс - это порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения
бюджета.
Составление и
использование бюджета является функцией органов исполнительной власти.
Рассмотрение,
утверждение и контроль - функции представительных органов государственной
власти соответствующих уровней.
Законодательная
основа бюджетного процесса в России заложена с принятием Закона РФ "Об
основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ" от 10 октября
1991 г.
Работа по
составлению проекта федерального бюджета включает несколько этапов, результатом
которых является составление бюджетного послания в парламент, которое включает
следующие документы:
-
основные показатели социально-экономического развития;
-
основные направления бюджетно-налоговой политики;
-
проект сводного финансового баланса;
-
основные принципы и характеристики взаимоотношений с регионами;
-
проект федерального бюджета с поквартальным распределением;
-
проект консолидированного бюджета;
-
федеральные программы по развитию регионов, предусматривающие
финансирование из федерального бюджета;
-
расчеты по всем статьям бюджета;
-
оценку исполнения бюджетов текущего и предшествующего финансовых
годов.
В указанном
выше законе предусмотрено, что работа по составлению и утверждению бюджета
должна начинаться за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года,
однако, с момента принятия закона этот порядок не исполнялся, кроме того,
произошли изменения в структуре представительных органов власти.
В этой связи
порядок рассмотрения бюджетов 1994 г. и 1995 г. утверждался отдельными
законодательными актами.
Для
утверждения Федерального бюджета 1994 г. предусматривалось три чтения. Бюджет
1995 г. утверждался четырьмя чтениями.
Процесс
утверждения бюджета начинается с парламентских слушаний, в ходе которых
парламентарии знакомятся с бюджетными посланиями.
Первое
чтение - рассматривается концепция Федерального бюджета и основные
направления бюджетно-налоговой политики.
Второе
чтение - утверждающее основные характеристики бюджета:
-
распределение расходов между федеральными бюджетами и регионами;
- расход
федерального бюджета;
- размер
несбалансированности бюджета.
Третье
чтение - утверждение постатейных ассигнований, определение перечня
защищенных статей и верхнего предела ассигнований по ним.
Четвертое
чтение - голосование по бюджету в целом, утверждение программ внебюджетных
органов.
После
прохождения вышеуказанных этапов бюджет утверждается Советом Федерации, его
подписывает Президент и бюджет принимает силу закона.
Представительные
органы власти осуществляют контроль за исполнением бюджета. В процессе
исполнения бюджета исполнительные органы (правительство) имеют право вносить
изменения по доходам и расходам в пределах утвержденных ассигнований по статьям
бюджетной классификации.
В процессе
исполнения бюджета сумма действительного дефицита бюджета может превысить
предельную величину. Причинами этого может стать резкое снижение поступлений
доходных источников или повышенные государственные расходы. В такой ситуации
вводится механизм секвестра расходов.
Секвестр
заключается в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по
всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.
Секвестру не подлежат защищенные статьи, перечень которых утвержден в бюджетном
документе. Бюджетный процесс должен быть единым для бюджетов всех уровней, это
ставит ближайшей перспективой утверждение нового законодательного акта,
регламентирующего этот процесс.
|