Разделы
· О сайте
· Юриспруденция
· Управление предприятием
· Маркетинговый план
· Финансовое планирование
· Бизнес-планирование
· Исследования рынка
· Форумы по бизнесу
· Должностные инструкции
· Положения об отделах




Рекомендуем

Полезные ресурсы и публикации:
-



Плановик.Ру

И.Н. Олейникова
Финансы, денежное обращение и кредит: конспект лекций

Таганрог: ТРТУ, 1996.

Предыдущая

Тема 7. Государственные финансы

7.5. Государственный кредит

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. В системе государственного кредита государство может играть различную роль: заемщика, кредитора, гаранта.

Функционирование государственного кредита прежде всего ведет к образованию государственного долга. Государственный долг может быть текущим и капитальным.

Капитальный государственный долг - это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Текущий государственный долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств срок оплаты которых наступил.

Удельный вес расходов по обслуживанию и погашению государственного долга в структуре расходов федерального бюджета значителен. По бюджету 1994г. он составлял 7.9%, а по бюджету 1995г. - 9.2%. Более 60% этих расходов приходится на обслуживание и погашение внешней государственной задолженности.

Кредитором государство может выступать как внутри страны, так и на международном уровне.

Внутри страны государство может предоставлять кредиты местным органам власти, предприятиям и организациям, а также по внешним государственным займам. Казначейские ссуды предприятиям (бюджетные кредиты) представляют собой отношения по оказанию финансовой помощи на условиях платности, срочности, возвратности. Ссуды выдаются, как правило, на льготных условиях по срокам и уровню процентных ставок, при целевом и эффективном использовании возможно снижения уровня процентов.

Государственные гарантии представляют собой обязательства государства выполнить платежи, в случае, если основной должник не может осуществить их самостоятельно. Своеобразие данной формы государственного кредита состоит в том, что рост гарантий со стороны государства ведет к росту условной государственной задолженности, таким образом происходит накопление потенциального или скрытого долга. Долговые обязательства государства в этом случае возникают не сразу в момент предоставления гарантий, а только в случае возникновения неплатежа.

Предметом государственных гарантий могут быть:

- экспортные кредиты и операции;

- региональные и муниципальные займы;

- займы национальных предприятий;

В отечественной практике государственные гарантии связаны в основном с внешнеэкономической деятельностью.

Таким образом, назначение государственного кредита прежде всего состоит в том, что он является средством мобилизации в распоряжении государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности бюджета дополнительно привлекаемые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые через систему государственного кредита средства используются на финансирование экономических и социальных программ, которые лежат за пределами бюджетных расходов.

Вместе с тем наличие государственного долга, необходимость его погашения требует дополнительных ресурсных поступлений в бюджет. источником таких поступлений могут быть налоги и новые займы.

Предыдущая



Copyright © 2006 - 2023, Плановик.Ру - бизнес, право, управление