Разделы
· О сайте
· Юриспруденция
· Управление предприятием
· Маркетинговый план
· Финансовое планирование
· Бизнес-планирование
· Исследования рынка
· Форумы по бизнесу
· Должностные инструкции
· Положения об отделах




Рекомендуем

Полезные ресурсы и публикации:
-



Плановик.Ру

Н.М. Подоприхин
Банковский менеджмент

Учебное пособие. Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2000

 

1. Организация банковского менеджмента

1.1. Сущность банковского менеджмента

В современной экономической науке понятие банковского менеджмента раскрывается как двойная категория, состоящая из финансового менеджмента и управления персоналом.

Финансовый менеджмент предусматривает определение проблем, связанных с реализацией банковских операций, с рассмотрением оптимальных источников капитализационной прибыли, определения собственных лимитов и другая постоянная деятельность коммерческого банка .

Управление персоналом рассматривает вопросы, связанные со стороной приема и размещения кадров, построение организационной системы управления, с формированием кадровой политики, с систематической оплатой труда и определением перечня специальностей, по которым служащие должны пройти курсы повышения квалификации.

В научном смысле менеджмент — система управления организацией, основанная на выявлении взаимосвязей между человеческим фактором и принципами функционирования организации. В итоге банковский менеджмент рассматривается как самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной в условиях рыночной экономики на достижение определенных, конкретных целей посредством рационального использования банковских и трудовых ресурсов, основанный на своих собственных принципах, функциях, методах.

Банковский менеджмент как система управления КБ строится на использовании следующих принципов

1)  Ориентация любого КБ на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести КБ планируемую прибыль. Основа данного принципа — построение оптимальной модели управления, ориентированной на использование свойств рыночной экономики с целью повышения собственной ликвидности. В оставшейся части этот принцип реализуется посредством маркетинга.

2)  Постоянное стремление к повышению эффективности КБ деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных резервов. Постоянное ориентирование на построение системы управления, характеризующей оптимальное сочетание А-П операций КБ.

3)  Корректировка целей, задач и проблем КБ в зависимости от состояния рынка. Предполагает наличие гибкой системы управления, предопределяет возможность изменения целевых ориентиров в зависимости от складывающихся ситуаций. Особое внимание уделяется рассмотрению краткого депозитного, процентного и рынка ценных бумаг.

4)  Учёт окончательного результата работы КБ и его отделений в характеристике процесса деятельности на рынке. Предполагает рассмотрение резервов предпринимательской деятельности в постановке будущих целевых ориентиров.

5)  Обязательное использование современной информационной базы (коммуникационные сети, высокие технологии). Разрабатываются с целью снижения затрат времени на выполнение обязательных операций, сокращение времени на принятие оптимальных решений, на быстрое всесторонние использование информации.

6)  Рациональный подбор персонала и его эффективное использование. Выполнение данного принципа основано на формировании оптимальной кадровой политики с учётом специфики деятельности КБ.

Ключевой термин в рассмотрении банковского менеджмента с точки зрения управления процессом функционирования организации становится понятие банковской деятельности. Она подразумевает организацию технологической цепочки банковского цикла (наличие А-П операций, финансовых условий) при обеспечении процесса работы КБ всеми необходимыми ресурсами.

Банковская деятельность включает разработку и совершенствование банковской технологии, обеспечение требования уровня качества банковских процессов и услуг. Выполнение банковских операций и всех видов просчётов, технического обслуживания операций, материальное снабжение, обеспечение персоналом, поддержание стабильной ликвидности.

В условиях современного управления банковской организации от КБ требуется такой стиль работы, который должен предусматривать постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать средства для решения постоянных задач из различных источников, добиваться повышения эффективности и максимальных результатов при минимальных затратах.

Для функционирования банковской организации определяются конкретные цели деятельности, которые могут быть ближними, текущими, на дальнюю перспективу.

Ближние цели характеризуют результативность выполняемых КБ операций и услуг.

Текущие — конкретные ориентиры, расставленные ежедневно.

Цели на дальнюю перспективу олицетворяют формирующуюся банковскую политику.

Управление КБ путём определения целей производится с учётом оценки его потенциальных возможностей и его обеспеченности соответствующими ресурсами. Для рассмотрения целевых функций КБ определяют цели общие и специфические. Общие цели — концепция развития КБ в целом, постоянных целей путём минимизации затрат и максимальной эффективности деятельности персонала КБ на основе мотивации труда.

Чтобы обеспечить оптимальность функционирования КБ с учетом его постоянной ликвидности, используются институты, характеризующие взаимосвязь между средствами, наличием рыночной инфраструктуры и их оптимальным сочетанием. Для достижения такой взаимосвязи используется банковский механизм-это три взаимосвязанных звена:

1)  Внутрибанковское управление

2)  Управление операциями

3)  Управление персоналом

Использование банковского механизма предусматривает решение конкретных банковских, финансовых и социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и направленных на получение прибыли. Банковский механизм обусловлен деятельностью КБ, когда его управление и специфическое функционирование получают оценку в процессе проведения различных банковских операций.

Рассматривая основные звенья банковского механизма, можно выделить основные принципы характеризующую каждую из них.

1. Звено внутрибанковского управления строится на принципах:

1)  Централизация (децентрализация) в управлении

2)  Сочетание централизации и децентрализации

3)  Ориентация на долгосрочные цели развития

4)  Партисипативный метод-участие персонала в управлении

2. Функции, свойственные звену:

1)  Маркетинг

2)  Планирование и прогнозирование

3)  Организация

4)  Контроль и учёт (внутренний аудит)

3. Банковские методы, свойственные звену:

1)  Проведение активных и пассивных банковских операций

2)  Внутрибанковский расчёт

3)  Процентная политика

4)  Выработка банковской стратегии, политики и их основных элементов

Содержание каждого из трёх разделов, составляющих первое звено, предопределяет успешное функционирование КБ. Характеризуя принципы, можно отметить, что:

1)  Принцип централизации означает формирование основных стратегических целей в банковской политике на уровне высшего звена

2)  Принцип децентрализации характеризует разработку конкретных целей и элементов политики на уровне отделов или департаментов КБ

3)  Принцип сочетания централизации и децентрализации содержит разграничение полномочий между высшим и средним звеньями во внутрибанковском управлении.

4)  Принцип на долгосрочные цели означает, что внутрибанковское управление ориентируется на длительную перспективу и его цели носят долгосрочный характер.

5)  Демократизация управления обосновывает смысл участия персонала в управлении КБ, перспективность процесса, перечень проблем, решаемых с их участием.

Определяя функции внутрибанковского управления, регламентируют следующие их составляющие:

1)  Функция маркетинга — рассмотрение рынка, спроса на нем в целях удовлетворения клиентов в банковских продуктах и услугах

2)  Функция планирования и прогнозирования — включает в себя разработку банковской политики и деятельности на ближайший и перспективный периоды

3)  Функция организации  —  разработка такой структуры КБ и его механизма, которые отвечали бы требованиям поставленных целей и стратегии КБ

4)  Функция контроля и учёта — постоянный контроль за внутрибанковской деятельностью через внутренний аудит с целью поддержания оптимальной ликвидности.

Банковский метод определяет:

1)  Характеристика активных и пассивных операций предполагает рассмотрение основных операций КБ

2)  Внутрибанковский расчёт-организация расчётов операций внутри КБ между его различными отделами и подразделениями.

3)  Процентная политика рассматривается как важный элемент банковских методов, зависящих от активности проводимых операций и установивших размер процентов по активности и пассивности деятельности.

4)  Банковская стратегия и политика-система разработки различных целей, стратегия их выполнения и конкретные методы её реализации.

Составляющие элементы политики и стратегии:

1)  Маркетинг

2)  Процентная политика

3)  Расширение зарубежной деятельности

4)  Информационное обеспечение

Разработка научно-технической политики КБ означает организацию научного поиска с целью изобретения новых банковских продуктов и услуг.

Разработка новых банковских продуктов — конкретная разработка наиболее актуальных услуг и продуктов среди различных категорий физических и юридических лиц на конкретном рынке.

Организация их деятельности — организация специальных подразделений, обеспечение персоналом информацией и технической базой для проведения НИС работ.

 



Copyright © 2006 - 2023, Плановик.Ру - бизнес, право, управление