Н.М. Подоприхин
Банковский менеджмент
Учебное пособие. Воронеж: Воронежский государственный
технический университет, 2000
1. Организация банковского менеджмента
1.1. Сущность банковского менеджмента
В современной экономической науке понятие банковского
менеджмента раскрывается как двойная категория, состоящая из финансового
менеджмента и управления персоналом.
Финансовый менеджмент предусматривает определение
проблем, связанных с реализацией банковских операций, с рассмотрением
оптимальных источников капитализационной прибыли, определения собственных
лимитов и другая постоянная деятельность коммерческого банка .
Управление персоналом рассматривает вопросы, связанные со
стороной приема и размещения кадров, построение организационной системы управления,
с формированием кадровой политики, с систематической оплатой труда и
определением перечня специальностей, по которым служащие должны пройти курсы
повышения квалификации.
В научном смысле менеджмент — система управления
организацией, основанная на выявлении взаимосвязей между человеческим фактором
и принципами функционирования организации. В итоге банковский менеджмент рассматривается
как самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной в условиях
рыночной экономики на достижение определенных, конкретных целей посредством
рационального использования банковских и трудовых ресурсов, основанный на своих
собственных принципах, функциях, методах.
Банковский менеджмент как система управления КБ
строится на использовании следующих принципов
1) Ориентация
любого КБ на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких
банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести КБ
планируемую прибыль. Основа данного принципа — построение оптимальной модели
управления, ориентированной на использование свойств рыночной экономики с целью
повышения собственной ликвидности. В оставшейся части этот принцип реализуется
посредством маркетинга.
2)
Постоянное стремление к повышению эффективности КБ деятельности с целью
уменьшения издержек и получения оптимальных резервов. Постоянное ориентирование
на построение системы управления, характеризующей оптимальное сочетание А-П операций
КБ.
3)
Корректировка целей, задач и проблем КБ в зависимости от состояния
рынка. Предполагает наличие гибкой системы управления, предопределяет
возможность изменения целевых ориентиров в зависимости от складывающихся
ситуаций. Особое внимание уделяется рассмотрению краткого депозитного,
процентного и рынка ценных бумаг.
4)
Учёт окончательного результата работы КБ и его отделений в характеристике
процесса деятельности на рынке. Предполагает рассмотрение резервов
предпринимательской деятельности в постановке будущих целевых ориентиров.
5)
Обязательное использование современной информационной базы (коммуникационные
сети, высокие технологии). Разрабатываются с целью снижения затрат времени на
выполнение обязательных операций, сокращение времени на принятие оптимальных решений,
на быстрое всесторонние использование информации.
6)
Рациональный подбор персонала и его эффективное использование.
Выполнение данного принципа основано на формировании оптимальной кадровой
политики с учётом специфики деятельности КБ.
Ключевой термин в рассмотрении банковского менеджмента с
точки зрения управления процессом функционирования организации становится
понятие банковской деятельности. Она подразумевает организацию технологической
цепочки банковского цикла (наличие А-П операций, финансовых условий) при
обеспечении процесса работы КБ всеми необходимыми ресурсами.
Банковская деятельность включает разработку и
совершенствование банковской технологии, обеспечение требования уровня качества
банковских процессов и услуг. Выполнение банковских операций и всех видов
просчётов, технического обслуживания операций, материальное снабжение,
обеспечение персоналом, поддержание стабильной ликвидности.
В условиях современного управления банковской организации от
КБ требуется такой стиль работы, который должен предусматривать постоянный поиск
новых возможностей, умение привлекать и использовать средства для решения
постоянных задач из различных источников, добиваться повышения эффективности и
максимальных результатов при минимальных затратах.
Для функционирования банковской организации определяются
конкретные цели деятельности, которые могут быть ближними, текущими, на дальнюю
перспективу.
Ближние цели характеризуют результативность
выполняемых КБ операций и услуг.
Текущие — конкретные ориентиры, расставленные
ежедневно.
Цели на дальнюю перспективу олицетворяют
формирующуюся банковскую политику.
Управление КБ путём определения целей производится с учётом
оценки его потенциальных возможностей и его обеспеченности соответствующими ресурсами.
Для рассмотрения целевых функций КБ определяют цели общие и специфические.
Общие цели — концепция развития КБ в целом, постоянных целей путём минимизации
затрат и максимальной эффективности деятельности персонала КБ на основе
мотивации труда.
Чтобы обеспечить оптимальность функционирования КБ с учетом
его постоянной ликвидности, используются институты, характеризующие взаимосвязь
между средствами, наличием рыночной инфраструктуры и их оптимальным сочетанием.
Для достижения такой взаимосвязи используется банковский механизм-это три
взаимосвязанных звена:
1) Внутрибанковское
управление
2) Управление
операциями
3) Управление
персоналом
Использование банковского механизма предусматривает
решение конкретных банковских, финансовых и социально-психологических задач,
возникающих в процессе хозяйственной деятельности и направленных на получение
прибыли. Банковский механизм обусловлен деятельностью КБ, когда его управление
и специфическое функционирование получают оценку в процессе проведения
различных банковских операций.
Рассматривая основные звенья банковского механизма, можно
выделить основные принципы характеризующую каждую из них.
1. Звено внутрибанковского управления строится на принципах:
1) Централизация
(децентрализация) в управлении
2) Сочетание
централизации и децентрализации
3) Ориентация
на долгосрочные цели развития
4) Партисипативный
метод-участие персонала в управлении
2. Функции, свойственные звену:
1) Маркетинг
2) Планирование
и прогнозирование
3) Организация
4) Контроль
и учёт (внутренний аудит)
3. Банковские методы, свойственные звену:
1) Проведение
активных и пассивных банковских операций
2) Внутрибанковский
расчёт
3) Процентная
политика
4) Выработка
банковской стратегии, политики и их основных элементов
Содержание каждого из трёх разделов, составляющих
первое звено, предопределяет успешное функционирование КБ. Характеризуя
принципы, можно отметить, что:
1)
Принцип централизации означает формирование основных стратегических
целей в банковской политике на уровне высшего звена
2)
Принцип децентрализации характеризует разработку конкретных целей и элементов
политики на уровне отделов или департаментов КБ
3)
Принцип сочетания централизации и децентрализации содержит разграничение
полномочий между высшим и средним звеньями во внутрибанковском управлении.
4)
Принцип на долгосрочные цели означает, что внутрибанковское управление
ориентируется на длительную перспективу и его цели носят долгосрочный характер.
5)
Демократизация управления обосновывает смысл участия персонала в управлении
КБ, перспективность процесса, перечень проблем, решаемых с их участием.
Определяя функции внутрибанковского управления,
регламентируют следующие их составляющие:
1)
Функция маркетинга — рассмотрение рынка, спроса на нем в целях удовлетворения
клиентов в банковских продуктах и услугах
2)
Функция планирования и прогнозирования — включает в себя разработку банковской
политики и деятельности на ближайший и перспективный периоды
3)
Функция организации — разработка такой структуры КБ и его механизма,
которые отвечали бы требованиям поставленных целей и стратегии КБ
4)
Функция контроля и учёта — постоянный контроль за внутрибанковской деятельностью
через внутренний аудит с целью поддержания оптимальной ликвидности.
Банковский метод определяет:
1)
Характеристика активных и пассивных операций предполагает рассмотрение основных
операций КБ
2)
Внутрибанковский расчёт-организация расчётов операций внутри КБ между
его различными отделами и подразделениями.
3)
Процентная политика рассматривается как важный элемент банковских методов,
зависящих от активности проводимых операций и установивших размер процентов по
активности и пассивности деятельности.
4)
Банковская стратегия и политика-система разработки различных целей,
стратегия их выполнения и конкретные методы её реализации.
Составляющие элементы политики и стратегии:
1)
Маркетинг
2)
Процентная политика
3)
Расширение зарубежной деятельности
4)
Информационное обеспечение
Разработка научно-технической политики КБ означает
организацию научного поиска с целью изобретения новых банковских продуктов и
услуг.
Разработка новых банковских продуктов — конкретная
разработка наиболее актуальных услуг и продуктов среди различных категорий
физических и юридических лиц на конкретном рынке.
Организация их деятельности — организация специальных
подразделений, обеспечение персоналом информацией и технической базой для
проведения НИС работ.
|