Разделы
· О сайте
· Юриспруденция
· Управление предприятием
· Маркетинговый план
· Финансовое планирование
· Бизнес-планирование
· Исследования рынка
· Форумы по бизнесу
· Должностные инструкции
· Положения об отделах




Рекомендуем

Полезные ресурсы и публикации:
-



Плановик.Ру

Н.М. Подоприхин
Банковский менеджмент

Учебное пособие. Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2000

Предыдущая

1. Организация банковского менеджмента

1.3. Разработка банковской политики

Разработка банковской политики предполагает определение целей деятельности банка и стратегии ее развития как на ближайшее будущее, так и на перспективу, исходя из потенциальных возможностей и ресурсов банка.

Цели банка определяют концепцию его развития и основные направления деловой активности.

Стратегия банка — это разработка обоснованных мер и мероприятий для достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены все потенциальные возможности банка.

Разработка банковской политики предусматривает следующие направления:

1) формирование стратегических целей и задач,

2) анализ сильных и слабых сторон работы банка,

3) оценку действующих и перспективных направлений банковской деятельности,

4) анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование банка,

5) разработку и определение альтернативных видов банковской деятельности,

6) выбор стратегии,

7) составление ежегодного баланса банка в целом и его подразделений,

8) внутреннюю и внешнюю аудиторскую проверку банка.

Базой для разработки политики — целей и стратегий банка — служит полная информационная обеспеченность, которая достигается в результате деятельности банка как за текущий период, так и на перспективу. Анализ предусматривает оценку тех тенденций, которые способны оказать воздействие на результаты работы банка. Например, анализ положения банка в конкурентной борьбе предусматривает оценку и определение результатов, которых можно достичь, изменив конкурентную стратегию банка.

При разработке стратегических позиций банка пользуются определенными качественными и количественными показателями. Качественные называются ориентирами, а количественные — заданиями. Ориентир — это более отдаленная цель, которую банк стремится достичь путем разработки стратегии.

Определение цели — это более конкретный уровень принятия решений, который требует выработки соответствующих стратегических задач. Стратегия для одних целей не может быть использована для достижения других.

Между ориентирами, целями и стратегией существует тесная взаимозависимость. Стратегия, разработанная правлением банка, может стать целью и ориентиром для отдельных его подразделений. Поэтому различают общие цели (глобальные), которые разрабатываются в целом для банка, и специфические цели — в основном для различных подразделений банка.

Общие цели отражают концепцию развития банка и ставятся на длительную перспективу. Они определяют основные направления программ развития банка, что требует точного формулирования целей и их увязки с ресурсами. Одновременно с формированием целей происходит оценка приоритетов, или ранжирование.

Приоритетность общих целей, выраженных в количественных показателях или путем формулирования общих направлений, может быть представлена следующим образом:

1) обеспечение оптимальной рентабельности. Это объем депозитных операций, уровень и норма прибыли (размеры прибыли, норма прибыли на вложенный капитал или активы, отношение прибыли к акционерному капиталу, к объему операций, ежегодные темпы прироста объема различных операций и прибыли, доход на одну акцию); доля на рынке, структура капитала, цена акций на первичном и вторичном рынках, уровень дивиденда, сумма выплаченной заработной платы, уровень качества банковских продуктов;

2) обеспечение устойчивости положения банка. Сюда включаются следующие элементы: техническая политика (расходы на исследование и разработку новых продуктов); потенциал конкурентоспособности (снижение издержек, усиление конкурентоспособности выпускаемых продуктов); прогнозирование новых рынков, организация зарубежной деятельности, инвестиционная и кредитная политика; кадровая политика;

3) разработка новых направлений развития, новых видов деятельности банка. Сюда входят: диверсификация деятельности, включая новые продукты; приобретения и слияния; развитие информационных систем: определение конкретных фирм и компаний, а также кредитно-финансовых институтов, акции которых подлежат покупке; разработка новых секторов банковской деятельности.

Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом подразделении и могут выражаться количественными и качественными показателями. Среди специфических целей основное место занимают следующие:

1) определение рентабельности по каждому подразделению банка (уровень прибыли, норма прибыли, прирост дивиденда на акцию). Другие специфические цели разрабатываются после определения целей по рентабельности и носят характер подцелей;

2) другие специфические цели включают достижения в области маркетинга (уровень реализации на одном или нескольких рынках, внедрение новых продуктов, расширение услуг); в области новых исследований и разработок; в установлении нормативных показателей для более эффективного использования банковских ресурсов (снижение издержек, повышение качества продуктов и разработка новых); в области финансов — определение структуры и источников финансирования, минимизация налогообложения;

3) цели филиалов и отделений банков, которые формулируются штаб-квартирой банка и сводятся к следующему: увеличение операций, повышение доли банка на рынке, рост прибыли и особенно нормы прибыли, расширение зарубежной деятельности филиала.

Все эти цели банком достигаются, как правило, путем принятия решений по тем или иным вопросам и проблемам, выработкой следующих стратегий:

• продуктово-рыночная стратегия — определение конкретных видов банковских продуктов и услуг, метода их реализации, способа повышения конкурентоспособности;

• стратегия маркетинга — гибкое приспособление банка к рыночным условиям;

• конкурентная стратегия, направленная на снижение издержек за счет индивидуализации и повышения качества продукта, определения их путем сегментации новых сфер деятельности банка;

• стратегия нововведений — внедрение новых технологий и видов продуктов;

• стратегия инвестиций — расширение вложений на рынке ценных бумаг с целью увеличения доходов банка;

• стратегия развития, предусматривающая обеспечение устойчивых темпов развития банка, включая устойчивость темпов накопления капитала как в сфере пассивных, так и активных операций. Это также касается развития филиалов банка как внутри страны, так и за рубежом;

• стратегия поглощений, связанная с приобретением акций других банков или кредитно-финансовых институтов;

• стратегия зарубежного инвестирования, предусматривающая как поглощение зарубежных банков, так и увеличение вложений в иностранные ценные бумаги и недвижимость;

• стратегия внешнеэкономической экспансии, связанная как с расширением деятельности за границей, так и с созданием там своих филиалов, отделений и агентств.

Достижение этих стратегий может осуществляться с помощью следующих принципиальных методов управления:

• управление на основе контроля. Осуществляется при стабильном развитии на перспективу и использует в основном финансовый контроль;

• управление на основе экстраполяции. Применяется, когда в перспективе будут обнаруживаться те же тенденции, что и в прошлом периоде. В этих условиях используются составление текущих балансов, оценка инвестиций, целевое управление, долгосрочное инвестирование;

• управление на основе разработки принципиально новых стратегий. Используется тогда, когда возникают новые тенденции развития, которые требуют нового стиля и принципов управления;

• управление на основе принятия оперативных решений. Применяется при чрезвычайных и непредвиденных обстоятельствах

Основа для разработки политики — информационное обеспечение в результате деятельности КБ за текущий период и в перспективе. При разработке стратегических приоритетов КБ пользуется качественными и количественными показателями.

Количественные показатели или ориентиры, качественные показатели называются заданиями.

Определение цели — конкретный уровень принятия решения, который требует выработки соответствующих стратегических задач.

Между ориентирами, целями, стратегией есть тесная взаимосвязь.

Стратегия разрабатывается правлением, может являться целью и ориентиром для определённых подразделений. Для этого различают общие цели, разрабатываемые для КБ в целом и специфические — для подразделений.

Общие цели отражают концепцию развития КБ и становящиеся на длительную перспективу. Приоритетность общих целей выражается в количественном отношении, определяется следующими этапами.

1)  Обеспечение оптимальной рентабельности, характеризующей объёмом депозитных операций, уровень и норму прибыли, долю на рынке и структуру капитала, цену акций, уровень дивидендов, сумму зарплаты, уровень качества банковских продуктов.

2)  Обеспечение устойчивости КБ.

Составляющие элементы этапа:

а) техническая политика

б) потенциал конкурентоспособности

в) прогнозирование новых рынков

г) организация зарубежной деятельности

д) инвестиционная и кредитная политика

е) кадровая политика

3)  Разработка новых направлений развития и новых видов деятельности КБ.

Состоит из

а) диверсификации деятельности,

б) разработки новых продуктов,

в) развития информационных систем,

г) определения конкретных партнёров,

д) разработки новых секторов банковской деятельности.

В целом общие цели КБ определяют основные направления развития КБ.

Специфические цели — разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом подразделении и могут выражаться качественными и количественными показателями.

Основные направления разработки специфических целей:

1)  Определение рентабельности по каждому подразделению КБ.

2)  Определение достижений в области новых исследований и разработок, в установлении нормативных показателей в области финансовых отношений и в процессе повышенного качества банковских услуг.

3)  Разработка целей филиалов, структурных подразделений, отделений КБ (увеличение числа операций, повышение доли на рынке, рост прибыли и ее нормы, расширение зарубежной деятельности филиалов).

Достижение построенных общих и специфических целей достигается путём формирования стратегий:

1)  Продуктово-рыночная — характеризует определение конкретных видов услуг, соответствующих деятельности.

2)  Стратегия маркетинга — характеризует гибкое приспособление КБ к рыночным условиям.

3)  Конкурентная направлена на снижение издержек за счёт повышения качества продуктов.

4)  Стратегия инноваций — определяется внедрением новых технологий и видов продукции.

5)  Стратегия инвестиций — расширение вложений на РЦБ с целью увеличения доходов КБ.

6)  Стратегия развития — обеспечение устойчивой формы функционирования КБ.

7)  Стратегия поглощения — характеризует приобретение акций других КБ или крупно-финансовых институтов.

8)  Стратегия зарубежного инвестирования — предусматривает как поглощение зарубежных КБ, так и увеличение вложений в

9)  Стратегия внешнеэкономической экспансии — характеризует деятельность за границей посредством открытия филиалов, отделений, агентств.

В ходе достижения выбранных стратегических приоритетов рассматриваются и выбираются оптимальные методы управления:

1)  Управление на основе контроля осуществляется при стабильном развитии КБ и используется в рамках определения финансовых тенденций

2)  Управление на основе экстраполяции — характеризуется определением тенденций на основе прежних периодов.

3)  Управление на основе разработки принципиально новых стратегий (в связи с новыми тенденциями на рынке.)

4)  Управление на основе принятия оперативных решений — при чрезвычайных и непредвиденных ситуаций.

Банковский менеджмент характеризуется следующими принципами управления:

1)  Контроль.

2)  Планирование.

3)  Организация.

4)  Регулирование.

5)  Анализ.

Каждый из принципов характеризует форму взаимодействия в рамках деятельности КБ. Первичный элемент системы управления — принцип организации. Он рассматривается как форма определения взаимоотношений и связей между стратегическими подразделениями. Учитывается тенденция сокращения дублирующих функций, минимизация затрат времени на получение и передачу информации и на принятие решений.

Планирование

-- характеризует возможность постановки целей на длительную перспективу и определения возможных видов деятельности будущим.

Критерий реализации принципа — доходность, ликвидность, рентабельность.

Регулирование:

-- характеризуется процессом постоянного определения финансово-экономического положения КБ.

Основные элементы регулирования:

а) процентный риск

б) инвестиционно-кредитная политика

в) эффект от А-П операций

Цель регулирования — обеспечение оптимального взаимодействия между отдельными элементами функционирования КБ.

Анализ:

-- характеризуется проведением расчётных мероприятий и определением основополагающих тенденций развития.

Контроль:

 — определение отрицательных тенденций, факторов отклонений от поставленных целей и задач, расчёт элементов, характеризующих наличие негативных процессов.

Предыдущая



Copyright © 2006 - 2023, Плановик.Ру - бизнес, право, управление