А.М. Рыбников
Платежные системы
Учебное пособие – Симферополь: ТНУ, 2011. – 228 с.
Глава 3. Технологическая инфраструктура платежных систем
3.5. Организация эксплуатации электронных платежных систем
Электронные платёжные
системы могут иметь централизованную или децентрализованную структуру. При
централизованной структуре вся обработка данных совершается в одном оперативном
центре. При децентрализованной структуре обработка и сохранение данных
совершается в нескольких пунктах.
Следует остановиться
на общих понятиях и характеристиках моделей архитектуры управления большими
сетями. Существует две такие модели:
1) Иерархическая модель, где главный
центр управления обеспечивает управление и контроль над другими центрами
обработки данных;
2) Параллельная модель, в которой
каждый центр обработки данных имеет собственные компоненты активного
управления. В свою очередь, параллельная модель имеет две разновидности:
- Все центры являются активными;
- Часть центров активны, а другие
пассивны или резервные.
Иерархическая схема
управления имеет следующие преимущества:
• Администрация и управление
системой более независимы от её текущего использования, что снижает риск,
связанный с потенциальной возможностью мошенничества со стороны лиц, которые
совершают управление системой.
• Операционное управление системой
способствует обеспечению высокого уровня доступа к её услугам и не будет
вынуждено дополнительно отвлекать усилия на обслуживание сбоев прикладного
программного обеспечения.
• Благодаря инвестированию средств в
оборудование и людские ресурсы, которые предназначены для конкретной цели,
появляются лучшие возможности для текущего контроля, диагностики и исправления
нарушений функционирования.
• Использование специального центра
управления ускоряет процесс выявления причин серьёзных нарушений
функционирования.
• В случае отказа одного или
нескольких центров обработки данных ресурсы резервного пункта, которые
используются для предоставления прикладных банковских услуг, не будут исключены
из использования в связи с необходимостью взять на себя управление – это
снижает угрозу приостановки предоставления услуг.
• Эта схема позволяет снизить затраты
на прикладные центры обработки данных, поскольку не нужно обеспечивать их
оборудованием для управления системой.
Недостатками
иерархической схемы управления являются:
• дополнительные затраты, связанные
с созданием главного центра управления;
• усложнение решения технических
задач, поскольку необходимо координировать деятельность различных групп
оборудования;
• в случае выхода из строя главного
центра управления полностью отключается контроль за системой и в результате –
незначительный сбой может вызвать серьёзные последствия.
В свою очередь,
преимуществами параллельной схемы управления служат:
• Меньшие затраты, чем в предыдущем
варианте, в связи с тем, что оборудование, административный и операционный
персонал будут использоваться одновременно как для предоставления текущих
услуг, так и для управления работой системы;
• Уменьшается конструктивная
сложность, потому, что нет потребности в дополнительном главном интерфейсе (в
иерархической схеме необходимы два главных интерфейса, в параллельной – только
один);
• Возможно, упростится процесс
диагностирования и исправления нарушений функционирования, потому что, ключевой
персонаж будет иметь опыт работы и квалификацию как в операционной, так и в
прикладных сферах (в иерархической схеме функции управления и прикладной
деятельности полностью разделены, что способствует большей защищённости, и
одновременно ухудшает возможности диагностики и устранения нарушений);
• Процедуры возобновления
функционирования системы в случае чрезвычайных ситуаций облегчаются и требуют
меньше времени, поскольку локализируется выполнение соответствующих действий.
Однако параллельной
схеме управления присущи и некоторые недостатки:
• Уменьшается защищённость системы,
поскольку как прикладное, так и системное программное обеспечение находится в
одном месте, следовательно, подвержены большому риску;
• Компьютерное оборудование каждого
центра обработки данных берёт на себя и поддерживает дополнительные функции,
необходимые для выполнения процедур восстановления функционирования в нестандартных
ситуациях;
• Каждый центр должен иметь
дополнительные средства связи, чтобы удовлетворять потребности управления;
• Необходимо разработать и ввести
жесткие и конкретные процедуры относительно того, например, кто отвечает за
загрузку системных программ в отдалённых точках (в случае иерархичной схемы
управлением и доступом к системе распоряжается одно лицо).
Все модели архитектуры
требуют соответствующей инфраструктуры связи и создания надёжной стратегии
восстановления системы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Основные
процедуры, которые необходимо применять в случае чрезвычайных событий и сбоев,
состоят из 4-х этапов:
1) Выявление сбоя;
2) Выбор действия для устранения
сбоя;
3) Выполнение действий для устранения
сбоя;
4) Передача сбоя на следующий
уровень.
Чрезвычайный метод
возобновления присущ разным чрезвычайным ситуациям, среди которых наиболее
типичными являются:
• Стихийные бедствия (ураганы,
наводнения, пожары и т.д.);
• Вредоносная деятельность
(диверсии, террористические акты);
• Нарушение функционирования линий
связи;
• Прерывание энергоснабжения;
• Нарушения в работе компьютерного
оборудования;
• Разрушение программного
обеспечения или баз данных;
• Ошибки в программном обеспечении.
Для возобновления
функционирования системы необходимо совершать копирование и архивирование
программного обеспечения и данных о выполненных операциях и трансакциях. Для
этого могут использоваться два метода: зеркальное и фоновое отображение.
Зеркальное
отображение использует дискретный подход, когда на протяжении рабочего дня
периодически повторяется передача «порций» данных с операционного центра в
резервный.
Фоновое отображение
использует подход, который требует непрерывного наблюдения за системой и
копирования каждого сообщения в момент его поступления для резервного центра на
случай будущего возобновления функционирования системы.
|