И.К. Шевченко
Организация предпринимательской деятельности
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004
Глава 2. Принятие предпринимательского решенияo
2.1. Сфера принятия управленческих решений
Под сферой принятия предпринимательских решений следует понимать совокупность факторов, влияющих
на их принятие. Они имеют пространственные, организационные, юридические и временные границы.
Данную сферу целесообразно структурировать, разделив на внутреннюю и внешнюю среды.
Внутренняя среда - это пространственная сфера распространения прямого воздействия
предпринимателя. Она сегментирована. Составляющие ее сегменты носят название внутренних переменных.
Если предприниматель представляет фирму, то все факторы, непосредственно определяющие ее,
и будут внутренней средой. Фирма воспринимается предпринимателем как системная структура.
Если меняется один элемент системы, то изменению будут подвержены и другие ее элементы.
Такое понимание фирмы дает возможность определить управление ею (с точки зрения внутренней
среды) как деятельность по воздействию на одну или несколько переменных и подстройку под это
других переменных.
Четкое представление о внутренних переменных - важный элемент деятельности предпринимателя.
Важнейшая внутренняя переменная - это цель фирмы. Она должна иметь количественные характеристики.
Например, цель фирмы - производство одежды определенного назначения или определенных моделей
в конкретном объеме.
Вторая внутренняя переменная - технология производства. Ее выбор определяется внутренней
целью фирмы.
Третья внутренняя переменная есть организационная структура фирмы. Зная цель и технологию
производства, можно определить структурные подразделения, необходимые для создания оптимальных
условий в достижении наибольшего экономического эффекта и повышения управляемости процесса
производства. За каждым фрагментом полученной структуры закрепляются соответствующие обязанности.
Четвертая переменная - штатное расписание. Это определение в каждом элементе структуры рабочих
мест и должностей в их количественном и качественном аспектах.
Пятая внутренняя переменная - это персонал (работники, которые займут рабочие места).
Следует отметить еще два элемента, которые не являются "чисто" внутренними. Они выполняют
связующую роль между внутренней и внешней средами. Этими элементами является результат производства
и рыночный сигнал.
Результат производства - конкретная форма материализации целей предпринимательской структуры.
Он характеризует качество внутренней среды, указывая на возможность сохранения ее в прежнем
виде, или диктует необходимость внесения в нее изменений.
Рыночный сигнал - практически внешний фактор, но "врощенный" во внутреннюю среду фирмы, он
обеспечивает обратную связь (реакция потребителя на товар).
Таким образом, внутреннюю среду можно справедливо определять как механизм жизнедеятельности
фирмы. Эта среда в теории получила название социотехническая система.
Следует отметить, что сам предприниматель является обязательным элементом этой системы. Он,
по существу, представляет ее центр, воздействуя на все ее элементы.
Внешняя среда - структурно-пространственное окружение фирмы. Фирма представляет открытую
систему. Ее внутренняя среда подвержена изменениям под влиянием внешней.
Внешняя среда - совокупность факторов, оказывающих влияние на функционирование предпринимательской
структуры. Данные факторы неоднородны. Одни оказывают прямое воздействие, другие - косвенное.
В связи с этим их группируют как факторы прямого и косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на функционирование фирмы. К ним относят:
1) государственные органы и их предписания и законы. К ним в обязательном порядке нужно "подстраиваться";
2) партнеры и партнерские связи. Этот фактор меньшей силы, поскольку его можно менять по своему
усмотрению;
3) источники силового давления (рэкетиры, вымогатели, взяточники). Предпринимателю приходится
"подстраиваться" и под этот фактор;
4) конкуренты. Их поведение обязательно учитывается в деятельности предпринимателя;
5) имидж фирмы. Это представление о ней во внешней среде. Может облегчать или усложнять деятельность
в зависимости от положительного или негативного восприятия фирмы;
6) профсоюзы. В российской действительности они пока не на шли своего места, но в целом их
роль в других странах очень важна.
Факторы косвенного воздействия - те, которые оказывают влияние на фирму через другие факторы
или при определенных условиях. К ним относятся:
1) политические факторы;
2) научно-технические достижения;
3) состояние экономики;
4) социально-культурные факторы;
5) изменения на мировом рынке.
Предпринимателю необходимо постоянно анализировать динамику внешней среды. Это сложная и
трудоемкая работа. Трудности такого анализа заключаются в том, что высока сложность структуры
анализируемых факторов; уровень их воздействия различен; одни факторы характеризуются постоянством,
а другие эпизодичностью воздействия; изменения во внешней среде динамичны, зачастую хаотичны,
бывают очень быстрыми.
Все перечисленное обусловливает сложность предпринимательской деятельности и указывает на
необходимость специальной подготовки в этой области.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Технико-экономическое обоснование создания нового предприятия
- Культура предпринимательских организаций
- Классификация предпринимательских рисков
- Организация планирования деятельности предприятия
- Организация планирования деятельности предприятия
- Государственная регистрация предприятий
|