С.И. Головань, М.А. Спиридонов
Бизнес-планирование и инвестирование
Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 302 с.
13. РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИИ
13.1 Конкуренция и ее виды
Термин "конкуренция"
происходит от позднелатинского "concurentia"
– сбегаюсь, сталкиваюсь и означает жесткое конфликтное соперничество
юридических и физических лиц в экономической и других сферах общества.
Конкуренция в любом обществе является естественной и необходимой формой
взаимодействия предприятий, организаций, фирм, работников, людей. Она
предопределяется их различным положением в обществе, различными целями и
интересами.
У нас о конкуренции заговорили
в последнее время в связи с проведением рыночных реформ. До этого наличие
конкуренции в нашей экономике отрицалось. Хотя даже в периоды наиболее активной
антирыночной политики государственные предприятия конкурировали между собой,
например за заниженный план, корректировку к плановому заданию, за выделение материальных
и финансовых ресурсов, за прикрепление к выгодным поставщикам сырья и
материалов. А люди конкурировали за престижную хорошо оплачиваемую работу, за
всевозможные льготы и привилегии в распределении товаров и услуг, путевок в
санатории и т. п. Даже очередь в магазине есть ничто иное, как разновидность
отечественной конкуренции покупателей за дефицитные товары. Однако свое полное
развитие конкуренция получает там, где действует рынок и рыночные механизмы, т.
е. спрос, предложение, конъюнктура и другие атрибуты рынка, с которыми, кстати,
уже сталкивается и Россия, несмотря на неразвитость своего бизнеса.
Итак, что такое конкуренция? С
позиции экономики, конкуренция представляет собой борьбу продавцов
(производителей товаров и услуг) за лучшее удовлетворение требований
покупателей (потребителей товаров и услуг), а также соперничество покупателей
за приобретение нужных им товаров на наиболее выгодных условиях. Конкуренция,
как и любое явление в обществе, имеет свои положительные и отрицательные
стороны. Среди положительных сторон – высокий уровень мотивации
участников бизнеса – товаропроизводителей на изготовление полезной и качественной
продукции для потребителей, противодействие монополизму на ту или иную
продукцию на данном рынке и, как следствие, снижение цен, а в конечном
счете – стремление производства к удовлетворению потребностей общества и его
граждан. Таким образом, конкуренция является основой непрерывного прогресса общества,
условием, противодействующим застою в экономике. Причем конкуренты как бы
взаимно контролируют друг друга и делают это лучше самого квалифицированного
и преданного государству контролера. К отрицательным сторонам конкуренции
относятся: конфликтность, нестабильность, банкротство предприятий, фирм, в том
числе не связанные с неумелым хозяйствованием, а также массовые увольнения
работников и сокращение рабочих мест.
Конкуренция многолика. В
частности, различают такие ее виды, как: эффективная и неэффективная конкуренция
(с точки зрения ее результативности), добросовестная и недобросовестная (с
точки зрения соблюдения или несоблюдения соответствующих законодательных норм),
внутриотраслевая и межотраслевая, национальная и международная (с точки зрения
пространства, на котором ведется конкурентная борьба), официальная и теневая.
По характеру отношений между предприятиями, фирмами-конкурентами на том или ином
рынке выделяют четыре вида конкуренции: чистую конкуренцию, монополистическую,
олигополистическую и чистую монополию. Рассмотрим подробно каждую из них.
Чистая конкуренция предполагает множество (сотни и тысячи)
продавцов или производителей одинаковой продукции, каждый из которых выпускает
незначительную долю от общего количества продукции данного вида и не оказывает
сколько-нибудь существенного влияния на совокупное предложение, спрос данного
товара и его цену. При чистой конкуренции нет никаких серьезных препятствий
переливу капитала из одной отрасли в другую, конкуренты относительно
эффективно пресекают попытки друг друга захватить сферу влияния на рынке, т. е.
большую долю рынка на данный вид продукции. Чистая конкуренция наиболее
благоприятна для общества, так как в данном случае производство нужной продукции
(товаров и услуг) осуществляется наименее дорогим способом, с использованием
минимального количества ресурсов, устанавливаются самые низкие цены.
Чтобы добиться успеха в
условиях чистой конкуренции, предприятия-конкуренты стремятся создать себе
надежную деловую репутацию, продают продукцию по низким ценам, стараются
привлечь к своей продукции как можно больше торговцев и потребителей. Именно в
этом случае условия для конкуренции чрезвычайно благоприятны и сама
конкурентная борьба протекает в чистом виде, т. е. без каких-либо серьезных
помех и ограничений.
При монополистической
конкуренции на рынке присутствуют всего лишь десятки производителей
похожей, но не идентичной (как при чистой конкуренции) продукции. Каждый
производитель выпускает хотя и незначительную часть продукции, однако вполне
достаточную для того, чтобы ограничивать воздействие на совокупное предложение,
спрос и цену товара. В силу большого числа производителей и соответственно довольно
слабого влияния их друг на друга при этом виде конкуренции производители
остаются относительно независимыми и "сговора" между ними об
искусственном ограничении производства, спроса или предложения для повышения
цен, как правило, не происходит. Отношения между продавцами и покупателями уже
не являются случайными, как при чистой конкуренции, производители выпускают
хотя и похожие, но не идентичные товары, делая упор на дифференциацию
продукции, т. е. придание своему товару уникальных свойств для покупателя.
Именно дифференциация продукции – главный аргумент в условиях монополистической
конкуренции.
Для олигополистической
конкуренции характерно господство на рынке нескольких крупных
производителей, каждый из которых контролирует значительную часть предложения,
спроса и цены на тот или иной товар. Олигополии взаимозависимы, и их ценовое
поведение тяготеет к согласованному назначению и изменению цены. У нас,
например, это проявляется на рынке цветов, власть на котором принадлежит узкому
кругу лиц, устанавливающих примерно одинаковые цены на свою продукцию, в
зависимости от сезона и праздничных дат. Цены в условиях олигополистической
конкуренции являются не столь гибкими и более высокими, чем в условиях чистой и
монополистической конкуренции. Конкурируя друг с другом, олигополии уделяют еще
большее внимание так называемым неценовым факторам (об этом будет сказано в
дальнейшем), пытаясь сделать свою продукцию по качественным характеристикам
уникальной для покупателей.
О чистой (абсолютной)
монополии говорят тогда,
когда какой-либо продукт, у которого нет близких и полноценных заменителей,
выпускается лишь одним производителем. Другими словами, отрасль состоит из
одной единственной фирмы и покупатель полностью лишен возможности какого-либо
выбора. Предприятие или фирма – чистая монополия, контролируя совокупное
предложение, спрос, цену данного товара, может варьировать предложение, спрос и
тем самым изменять цену. Чаще всего оно прибегает к искусственному созданию
товарного дефицита с целью установления монопольно высокой цены. В условиях
чистой монополии вхождение в монополизированную отрасль для других фирм крайне
затруднено. Тем не менее чистая монополия как долговременное явление в рыночной
практике встречается редко. А сохранение монопольной власти над данным рынком в
течение длительного периода времени возможно практически лишь при поддержке
государства, как это долгое время было у нас.
Конечно, реальная экономика
характеризуется сложным переплетением и сосуществованием всех указанных видов
конкуренции. Однако с известной долей условности можно назвать отрасли, сферы
экономики, в которых преобладает каждый из этих четырех видов. Например, если
говорить о США и других экономически развитых странах, то сельскохозяйственное
производство обычно тяготеет к чистой конкуренции, производство одежды и обуви,
розничная торговля – к монополистической конкуренции, автомобильный бизнес – к
олигополии и, наконец, положение на рынке коммунальных услуг вполне правомерно
квалифицировать как чистую или почти чистую монополию. Какой вид конкуренции
преобладает сейчас в развитых странах? Это монополистическая конкуренция. За
ней следует олигополистическая конкуренция. А вот чистая конкуренция и чистая
монополия встречаются в практике очень редко (табл. 13.1).
Таблица 13.1 – Характеристики
основных видов рыночных структур
Структура рынка
|
Примеры
|
Кол-во произво-дителей
|
Тип продукции
|
Власть произво-дителя над ценами
|
Барьеры для новичка
|
Не-ценовая конкурен-ция
|
Совершенная конкуренция
|
Сельско-хозяйственная продукция
|
Много
|
Стандартная
|
Нет
|
Низкие
|
Нет
|
Монополисти-ческая конкуренция
|
Розничная продажа одежды
|
Много
|
Дифференци-рованная
|
Неболь-шая
|
Низкие
|
Реклама и разнообра-зие продук-ции
|
Олигополия
|
Автомобили, сталь, ЭВМ
|
Мало
|
Стандартная или дифференци-рованная
|
Неболь-шая
|
Высокие
|
Реклама и разнообра-зие продук-ции
|
Монополия
|
Коммунальные услуги, телефонная
связь, электро-энергетика
|
Один
|
Уникальная (нет близких заменителей)
|
Значи-тельная
|
Очень высокие
|
Реклама
|
В каком случае интенсивность
конкурентных схваток является наивысшей, а в каком – наименьшей: при чистой
конкуренции, монополистической или олигополистической? Приведем конкретный
пример, чтобы ответить на этот вопрос.
Пример 1
Рассмотрим два варианта:
1)
Совокупное предложение
какого-либо продукта обеспечивают 1000 производителей (чистая конкуренция),
каждый из которых имеет равную долю (0,1%).
2)
Совокупное предложение
обеспечивается 10 крупными производителями (монополистическая конкуренция) с
одинаковой долей (10%).
Чем меньше фирм обеспечивают
совокупное предложение, тем они мощнее и тем более сильное давление оказывают
друг на друга в ходе конкурентной борьбы. Наоборот, чем больше фирм конкурируют
на каком-либо рынке, тем относительно слабее они в смысле конкурентной мощи,
конкурентного давления, которое оказывают друг на друга. Таким образом,
давление конкурентов друг на друга, то есть интенсивность конкуренции, обратно
пропорционально(а) количеству конкурентов и может быть выражено отношением 1/ п,
где п – количество конкурентов на данном рынке.
В нашем примере интенсивность
конкуренции во втором случае выше, нежели в первом: соответственно 1/1000 и l/l0. На накале конкурентного противостояния сказывается также и такой
фактор, как: на какую долю расширится данный рынок в случае устранения одного
или нескольких конкурентов? Если вернуться к нашему примеру и предположить, что
в первом случае разорилось 50% от общего числа фирм, а во втором только 10%, то
и в этой ситуации в первом варианте для каждого из оставшихся 500 конкурентов
размеры рынка возрастут лишь на 0,1%, а во втором варианте – более чем на 1 %.
Другими словами, сокращение количества конкурентов в ходе конкурентной борьбы
не снижает, а повышает ее накал, интенсивность.
К недобросовестной
конкуренции согласно Парижской конвенции по охране промышленной
собственности относится любое действие, противоречащее честным традициям
ведения промышленных и торговых дел. Это, к примеру, распространение ложной
информации, могущей дискредитировать конкурентов, их товары и деятельность;
использование чужого товарного знака, фирменного наименования; производство,
имитирующее изделия других фирм; получение, использование, разглашение
научно-технической производственной и торговой информации без согласия ее
владельца; неточное сравнение своей продукции и деятельности с продукцией и
деятельностью конкурентов в рекламной кампании, могущее нанести ущерб деловой
репутации конкурентов, а также другие действия подобного рода. Другими словами,
недобросовестная конкуренция – это конкуренция без правил или вне правил,
независимо от толкования понятий "честная конкуренция" и "честная
промышленная и торговая деятельность".
|