С.И. Головань, М.А. Спиридонов
Бизнес-планирование и инвестирование
Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 302 с.
14. КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
14.1 Сущность, причины возникновения, функции и задачи контроллинга
Сегодня не существует
однозначного определения понятия "контроллинг", но практически никто
не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой
современного менеджмента. Контроллинг (от англ. control – руководство, регулирование, управление, контроль) далеко не
исчерпывается контролем. В основе этой новой концепции системного управления
организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование
организационной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в
долгосрочной перспективе путем:
-
адаптации
стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;
-
согласования
оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;
-
координации и
интеграции оперативных планов по разным бизнес-процессам;
-
создания системы
обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в
оптимальные промежутки времени;
-
создания системы
контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков
реализации;
-
адаптации
организационной структуры управления предприятием с целью повышения ее гибкости
и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.
Одной из главных причин
возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной
интеграции различных аспектов управления бизнес процессами в организационной
системе. Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для
поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и
анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.
Следует подчеркнуть, что
контроллинг – это не та система, которая автоматически обеспечивает успех
предприятия, освобождая менеджеров от функций управления. Узловыми компонентами
концепции контроллинга являются:
-
ориентация на
эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе – философия
доходности;
-
формирование
организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и
тактических целей;
-
создание
информационной системы, адекватной задачам целевого управления;
-
разбиение задач
контроллинга на циклы, что
обеспечивает интерактивность планирования, контроля исполнения и принятия
корректирующих решений.
Остановимся более подробно на
двух наиболее важных компонентах – философии доходности и составе задач цикла
контроллинга.
Философия доходности означает:
-
преимущественную
ориентацию мышления и действий сотрудников организации на рентабельность;
-
отчетливое понимание контроля
издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса;
-
гармоничное сочетание ориентации
на клиентов и на доход;
-
связь системы стимулирования
работников с их конкретным вкладом в достижение целей предприятия
(рентабельности);
-
синхронизацию целей
предприятия и личностных
целей (личные доходы, карьера);
-
рост суммы активов предприятия как одно из возможных средств
достижения стратегической цели;
-
непрерывную оценку
клиентов по критерию доходности, т.е. знание того, сколько предприятие
заработало на конкретном клиенте.
Цикл контроллинга включает в себя итеративные этапы
планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений. Этап
планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии "встречных
потоков": сначала планирование производится "сверху вниз"
(разработка методики планирования, координация и детализация планов по
уровням). Затем идет встречный поток "снизу вверх". Как следствие,
одна из задач контроллинга – разработка методики корректировки плановых
заданий, координация отдельных планов и сведение их в единый план по
предприятию.
Этап контроля отклонений
плана и факта предусматривает
анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий
по устранению нежелательных отклонений. При этом каждый работник предприятия
должен действовать самостоятельно по устранению отклонений в пределах
определенной ему компетенции. В случае отклонений, превышающих его компетенцию,
работник обращается на более высокий уровень иерархии управления.
Необходимость появления на
современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить
следующими причинами:
-
повышение
нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе
управления предприятием:
-
смещение акцента с
контроля прошлого на анализ будущего;
-
увеличение скорости
реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
-
необходимость в
непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах
предприятия;
-
необходимость
продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и
избежанию кризисных ситуаций;
-
усложнение систем
управления предприятием требует механизма координации внутри системы
управления;
-
информационный бум при
недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения
специальной системы информационного обеспечения управления;
-
общекультурное
стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой
деятельности.
В каждом отдельном случае
функции службы контроллинга зависят от многих обстоятельств, но если обобщить
существующую практику предприятий, то можно получить некоторый идеальный
перечень основных функций и задач контроллинга, представленный ниже (функции
выделены полужирным шрифтом).
Основные
функции и задачи контроллинга
Учет
-
Сбор и обработка
информации.
-
Разработка и ведение
системы внутреннего учета.
-
Унификация методов и
критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.
Планирование
-
Информационная
поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций,
закупок).
-
Формирование и
совершенствование всей "архитектуры" системы планирования.
-
Установление
потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования.
-
Координация процесса
обмена информацией.
-
Координация и
агрегирование отдельных планов по времени и содержанию.
-
Проверка предлагаемых
планов на полноту и реализуемость.
-
Составление сводного
плана предприятия.
Контроль и регулирование
-
Определение величин,
контролируемых во временном и содержательном разрезах.
-
Сравнение плановых и
фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели.
-
Определение допустимых
границ отклонений величин.
-
Анализ отклонений,
интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для
уменьшения отклонений.
Информационно-аналитическое
обеспечение
-
Разработка архитектуры
информационной системы.
-
Стандартизация
информационных носителей и каналов.
-
Предоставление
цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление
организацией.
-
Сбор и систематизация
наиболее значимых для принятия решений данных.
-
Разработка
инструментария для планирования, контроля и принятия решений.
-
Консультации по выбору
корректирующих мероприятий и решений.
-
Обеспечение
экономичности функционирования информационной системы.
Специальные функции
-
Сбор и анализ данных о
внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные
экономические программы.
-
Сравнение с конкурентами.
-
Обоснование
целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов.
-
Проведение калькуляции
для особых заказов.
-
Расчеты эффективности
инвестиционных проектов.
На основе приведенного перечня
функций и задач контроллинга можно достаточно четко представить себе сферу его
применения. Объем реализуемых в организациях функций контроллинга зависит в
основном от следующих факторов:
-
экономического
состояния организации;
-
понимания руководством
и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функций
контроллинга;
-
размера организации
(численность занятых, объем производства);
-
уровня диверсификации
производства, номенклатуры выпускаемой продукции.
|