Разделы
· О сайте
· Юриспруденция
· Управление предприятием
· Маркетинговый план
· Финансовое планирование
· Бизнес-планирование
· Исследования рынка
· Форумы по бизнесу
· Должностные инструкции
· Положения об отделах




Рекомендуем

Полезные ресурсы и публикации:
-



Плановик.Ру

С.И. Головань, М.А. Спиридонов
Бизнес-планирование и инвестирование

Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 302 с.

Предыдущая

14. КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

14.1 Сущность, причины возникновения, функции и задачи контроллинга

Сегодня не существует однозначного определения понятия "контроллинг", но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Контроллинг (от англ. control – руководство, регулирование, управление, контроль) далеко не исчерпывается контролем. В основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в долгосрочной перспективе путем:

-  адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;

-  согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;

-  координации и интеграции оперативных планов по разным бизнес-процессам;

-  создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;

-  создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;

-  адаптации организационной структуры управления предприятием с целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.

Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управле­ния бизнес процессами в организационной системе. Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.

Следует подчеркнуть, что контроллинг – это не та система, которая автоматически обеспечивает успех предприятия, освобождая менеджеров от функций управления. Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:

-  ориентация на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе – философия доходности;

-  формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей;

-  создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления;

разбиение задач контроллинга на циклы, что обеспечивает интерактивность планирования, контроля ис­полнения и принятия корректирующих решений.

Остановимся более подробно на двух наиболее важных компонентах – философии доходности и составе задач цикла контроллинга.

Философия доходности означает:

-  преимущественную ориентацию мышления и действий сотрудников организации на рентабельность;

-  отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса;

-  гармоничное сочетание ориентации на клиентов и на доход;

-  связь системы стимулирования работников с их конкретным вкладом в достижение целей предприятия (рентабельности);

синхронизацию целей предприятия и личностных целей (личные доходы, карьера);

рост суммы активов предприятия как одно из возможных средств достижения стратегической цели;

-  непрерывную оценку клиентов по критерию доходности, т.е. знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте.

Цикл контроллинга включает в себя итеративные этапы планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений. Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии "встречных потоков": сначала планирование производится "сверху вниз" (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням). Затем идет встречный поток "снизу вверх". Как следствие, одна из задач контроллинга – разработка методики корректировки плановых заданий, координация отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию.

Этап контроля отклонений плана и факта предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению нежелательных отклонений. При этом каждый работник предприятия должен действовать самостоятельно по устранению отклонений в пределах определенной ему компетенции. В случае отклонений, превышающих его компетенцию, работник обращается на более высокий уровень иерархии управления.

Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:

-  повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:

-  смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

-  увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;

-  необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;

-  необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;

-  усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;

-  информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;

-  общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

В каждом отдельном случае функции службы контроллинга зависят от многих обстоятельств, но если обобщить существующую практику предприятий, то можно получить некоторый идеальный перечень основных функций и задач контроллинга, представленный ниже (функции выделены полужирным шрифтом).

Основные функции и задачи контроллинга

Учет

-  Сбор и обработка информации.

-  Разработка и ведение системы внутреннего учета.

-  Унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.

Планирование

-  Информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок).

-  Формирование и совершенствование всей "архитектуры" системы планирования.

-  Установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования.

-  Координация процесса обмена информацией.

-  Координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию.

-  Проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость.

-  Составление сводного плана предприятия.

Контроль и регулирование

-  Определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах.

-  Сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели.

-  Определение допустимых границ отклонений величин.

-  Анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений.

Информационно-аналитическое обеспечение

-  Разработка архитектуры информационной системы.

-  Стандартизация информационных носителей и каналов.

-  Предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией.

-  Сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных.

-  Разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений.

-  Консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений.

-  Обеспечение экономичности функционирования информационной системы.

Специальные функции

-  Сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы.

-  Сравнение с конкурентами.

-  Обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов.

-  Проведение калькуляции для особых заказов.

-  Расчеты эффективности инвестиционных проектов.

На основе приведенного перечня функций и задач контроллинга можно достаточно четко представить себе сферу его применения. Объем реализуемых в организациях функций контроллинга зависит в основном от следующих факторов:

-  экономического состояния организации;

-  понимания руководством и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга;

-  размера организации (численность занятых, объем производства);

-  уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции.

Предыдущая



Copyright © 2006 - 2023, Плановик.Ру - бизнес, право, управление