Вл.Т. Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2016.
Лекция 1. Административное право и его место в системе российского права
1.3. Система административного права
Система
административного права — совокупность
взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные
общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка
однородных административных норм позволяет обеспечивать целостность системы
административного права. Как и большинство других отраслей права, административное право
состоит из Общей и Особенной частей.
В рамках Общей
части административного права выделяются нормы и институты,
определяющие:
- предмет
и метод правового регулирования отрасли;
- характеристику
административно-правовых норм;
- особенности
административно-правовых отношений;
- иерархию
источников административного права;
- статус
участников административно-правовых отношений;
- основу
организации и деятельности органов исполнительной власти;
- формы
и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты
управления;
- механизм
обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок
обжалования неправомерных действий;
- вопросы
административной ответственности и административного принуждения.
Что же касается
содержания Особенной части административного права, то ее
структура обусловлена отдельными сферами государственного управления. В
частности, выделяют:
- управление
экономической сферой,
которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным
имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью;
управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью;
управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью;
управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;
- управление
социально-культурной сферой,
в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки;
управление в области культуры; управление в области здравоохранения и
социального обеспечения и т.п.;
- управление
административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны;
управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление
иностранными делами; управление в области юстиции.
Однако сформировавшуюся
традицию нельзя считать незыблемой. Ряд исследователей предлагают выделять в
системе административного права три основные подсистемы, а именно
управленческое право, так называемое полицейское право, представленное в
настоящее время КоАП РФ, а также подсистему административной юстиции,
регламентирующую одно из фундаментальных положений административного права -
право на обжалование действий либо бездействия органов исполнительной власти и
должностных лиц. Одним из аргументов подобного разделения, по нашему мнению,
вполне обоснованным, является специфика охраны общественного порядка -
деятельности, составляющей основу полицейского права. Соответственно,
предполагается и законодательная база такого деления; необходимость принятия
так называемого кодекса гражданской службы, условного полицейского кодекса (по
сути, модифицированного КоАП РФ), а также кодекса административной юстиции.
Административное
право - одна из самых
больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено ее
предметом, большим числом и разнообразием организационных отношений с участием
публичной администрации. Руководство обороной и образованием значительно
отличаются друг от друга точно так же, как организация дорожного движения и
работа с личным составом государственных органов, порядок изложения штрафов
приватизации предприятий. А для юридического опосредования такого разнообразия
нужны разные административно-правовые нормы.
|