Вл.Т. Батычко, Вик.Т. Батычко
Экологическое право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.
Лекция 3. Право собственности на природные ресурсы и природопользования
2. Право собственности на природные ресурсы
Термин
«право собственности на природные ресурсы» означает:
•
совокупность правовых норм, регулирующих данный вид отношений. Такие правовые
нормы предусмотрены статьями 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, положениями
Гражданского кодекса РФ, других нормативных актов (право собственности в объективном
смысле);
•
совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению своим
имуществом (объектом собственности) - право собственности в субъективном
смысле;
•
правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами.
В
ст. 9 Конституции РФ записано: земля и другие природные ресурсы могут
находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах
собственности.
Частной
собственности (двум
ее формам - индивидуальной и коллективной) отводится приоритетная роль.
Государственная
собственность на
землю и другие природные ресурсы утратила свое монопольное положение, хотя и
продолжает занимать лидирующую позицию в общем объеме собственности на землю и
недра.
Сравнительно
новая для российского законодательства муниципальная форма земельной
собственности не является разновидностью государственной собственности, но и не
относится к видам частной собственности.
В
качестве субъектов права собственности выступают граждане и
юридические лица, включая иностранцев, если они осуществляют на территории
Российской Федерации инвестиционную деятельность посредством создания или
приобретения предприятий со стопроцентным иностранным капиталом.
Круг
субъектов государственной и муниципальной собственности устанавливается
законом. Субъектами права государственной собственности являются органы
представительной и исполнительной власти федерации, республик, входящих в
состав федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и
Санкт-Петербурга. К субъектам права муниципальной собственности относятся
представительные и исполнительные органы местного самоуправления городов и
районов.
Различают
два способа приобретения прав на землю и другие природные ресурсы -
административно-правовой и гражданско-правовой.
Административно-правовой способ
предусматривает предоставление земель и природных ресурсов:
•
в собственность;
•
во владение;
•
в пользование;
•
в аренду.
Гражданско-правовой способ
распространяется на:
•
куплю-продажу (по конкурсу, с аукциона);
•
приватизацию;
•
выдел доли;
•
выкуп залога;
•
долгосрочную аренду;
•
наследование.
Основания
прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы:
• объективные
причины: прекращение права собственности на добровольных началах (продажа,
дарение и т. д.), ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для
государственных надобностей;
•
несоблюдение условий пользования: неуплата налогов, нерациональное
использование земли и других природных ресурсов, неосвоение земельного участка;
•
нарушение законодательства: нецелевое использование, невыполнение
обязанностей по охране природных ресурсов, нарушение экологических требований.
|