И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Глава 3. Российское инвестиционное законодательство: зарождение, становление и дальнейшее развитие
3.4. Дальнейшее развитие российского инвестиционного законодательства: современные проблемы и тенденции
Эволюция специального инвестиционного законодательства
России в связи с его особенностями требует более подробного рассмотрения.
Изучение нормативных правовых актов в этой сфере в хронологическом порядке помогает
проследить эволюцию перехода к новому типу государственного регулирования
инвестиций.
Первый этап развития инвестиционного законодательства России
в новых условиях занял почти десятилетие (1990-1999 гг.) Он дал важный
импульс инвестиционному законодательству переходного периода, т.е. законам
рыночной экономики первого поколения. Закон о собственности от 6 марта
1990 г., Основы законодательства об инвестиционной деятельности от 10
декабря 1990 г., Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности,
Положение об акционерных обществах и др. вводили в повседневную лексику новые
правовые понятия и категории, характерные для рыночной экономики. Первый период
второго этапа в развитии инвестиционного законодательства отличается тем, что в
большинстве своем новые законы, вводя рыночные категории и понятия, не
обеспечивали их действие необходимым механизмом регулирования. Кроме того,
взаимодействие между различными законами, связанными с осуществлением
инвестиций, было пока еще плохо налажено. Практически все эти законы были
впоследствии заменены более подробным и приближенным к рыночным отношениям
регулированием, в основу которого был положен Гражданский кодекс РФ, первая
часть которого вышла в 1995 г.
Первый этап в развитии отечественного законодательства об
инвестициях следует разделить на два периода: до 1995 г. и после
1995 г. Период после 1995 г. включает большое число нормативных
актов, связанных с регулированием инвестиций. Практически в каждой отрасли
экономики вопросы финансирования предпринимательской деятельности решались
самостоятельно с учетом особенностей их реструктуризации. Кроме того, после
1995 г., следуя общему принципу развития рынка - поддержание условий
конкуренции, - большая часть принятых в этот период законов регулировала инвестиции
в общем порядке без их деления на иностранные и отечественные.
Развитие российского инвестиционного законодательства в
1991-1995 гг. тесно связано с принятием двух законов в указанной сфере:
Закона РСФСР об иностранных инвестициях в РСФСР и Закона РСФСР об
инвестиционной деятельности в РСФСР.
Помимо указанных Законов были приняты также и другие
нормативные акты, касающиеся главным образом иностранных инвестиций. К их числу
относятся акты, внесшие изменения в Закон об иностранных инвестициях,
дополнявшие этот Закон акты, содержащие специальное регулирование иностранных
инвестиций в специфических областях отношений, а также нормативные акты,
направленные на создание механизма регулирования иностранных инвестиций,
отсутствующего в Законе об иностранных инвестициях. К последним относились
акты, касающиеся органа, уполномоченного решать вопросы иностранных инвестиций,
а также акты, касающиеся сферы применения Закона об иностранных инвестициях.
Как и любая отрасль права, частное право опирается на государство и без его
поддержки не может функционировать и, в частности, не может обойтись без
государственного принуждения. В гражданском праве России немало мер, которые
используются в принудительном порядке. К примеру, деятельность арбитражных
судов и судов общей юрисдикции по гражданским делам состоит в том, чтобы от
имени государства санкционировать использование и применение государственного
принуждения, обеспечивающего реализацию гражданско-правовых норм, регулирующих
деятельность в сфере экономики.
В 1994 г. была сделана первая попытка перейти на единую
основу в регулировании инвестиций, т.е. на регулирование частных инвестиций
вообще, независимо от их происхождения. В основе принятого в 1994 г. Указа
Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1928 "О частных
инвестициях в Российской Федерации" лежала идея создать материальные
стимулы для продвижения высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. В
качестве материальных стимулов была избрана финансовая поддержка государством
таких проектов путем предоставления средств из федерального бюджета. Условием
предоставления средств бюджетного финансирования инвесторам, участвующим в
проектах, было участие иностранных инвесторов в проекте, проведение конкурса
среди проектов на получение государственной поддержки, коммерческая эффективность
проектов. Государственная поддержка предоставлялась, если фактическое вложение
инвестора составляло не менее 20% средств, необходимых для реализации проекта,
а также если срок окупаемости проекта не превышал двухлетний период.
Критерием отбора инвестиций в случае проектного
финансирования являлось фактическое вложение капитала частным инвестором и
признание их целесообразности и государственной значимости. Идея правового
регулирования инвестиций, заложенная в Указе, хотя и верная с точки зрения принципа
регулирования инвестиций, вызывала, однако, сомнение, что вряд ли
"коммерческие и высокоэффективные инвестиции" могут нуждаться в
государственной поддержке.
Принятие этого Указа послужило основой для введения в
действие нормативных актов, обращенных к отдельным участникам хозяйственной
деятельности. Постановление Правительства РФ от 22 марта 1995 г.
N 269 "О мерах государственной поддержки нефтяной компании
"Лукойл" и его дочерних предприятий" и ряда других подобных нормативных
актов обеспечивало предоставление государством субсидий конкретной компании.
Ограниченность регулирования частных инвестиций целями оказания государственной
поддержки отдельным участникам рыночных отношений не позволила двигаться
последовательно в направлении создания законодательства, которое бы
регулировало отношения, связанные с инвестициями, в общем порядке без
разграничения их на отечественные и иностранные.
В 1991-1993 гг. развитие законодательства об
иностранных инвестициях занимало основную часть инвестиционного законодательства.
В развитие положений Закона об иностранных инвестициях были приняты нормативные
акты, уточняющие порядок создания предприятий с иностранными инвестициями,
предусматривающие создание специальных финансовых институтов, которые бы
обеспечивали приток иностранного капитала. К числу первых из таких нормативных
актов относится принятое в том же году, что и Закон об иностранных инвестициях,
постановление Правительства РСФСР от 28 ноября 1991 г. N 26 "О
регистрации предприятий с иностранными инвестициями". Указанное
постановление восполнило пробел, допущенный в Законе о регулировании
иностранных инвестиций, в отношении регулирования договоров концессии.
Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР"
1991 г. предусматривал принятие закона о концессионных договорах. Согласно
ст. 40 Закона 1991 г. заключение концессионных договоров должно было
стать способом регулирования иностранных инвестиций в области добычи полезных
ископаемых. Положения Постановления Правительства РСФСР от 28 ноября 1991 г.
N 26 "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями"
определяли порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями в этой
отрасли экономики. Таким образом, до принятия закона о концессионных договорах
иностранным инвесторам предлагалось использовать урегулированную в
законодательстве форму совместного предприятия при осуществлении добычи
полезных ископаемых. Согласно указанному постановлению регистрация предприятий
с иностранными инвестициями (кроме предприятий нефтегазодобывающей,
нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей), объем иностранных
инвестиций в которые не превышает 100 млн. руб., осуществляется
Советами Министров республик в составе Российской Федерации, администрациями
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном в Законе РСФСР об иностранных
инвестициях в РСФСР. Принятием постановления Правительства РФ N 26, как
следует из его Положений, была введена двойная регистрация предприятий с
иностранными инвестициями: на федеральном уровне и на уровне субъектов
Федерации.
В 1994 г. был сделан еще один шаг в направлении
создания единого режима для иностранных и отечественных инвестиций - принят
Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении
государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории
Российской Федерации".
После принятия в 1995 г. Гражданского кодекса РФ
вопросы регистрации юридических лиц, в том числе и с участием иностранного
капитала, должны были решаться в общем порядке на основании закона о
регистрации юридических лиц, который предстояло разработать в соответствии с
положениями Гражданского кодекса РФ.
Введение единого порядка создания юридических лиц
предусматривалось ст. 51 п. 1 ГК РФ, согласно которой юридические
лица подлежат регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о
регистрации юридических лиц. Передача функций по регистрации предприятий с
иностранными инвестициями органам юстиции в соответствии с положениями ГК РФ
была осуществлена на основании постановления Правительства РФ от 5 сентября
1998 г. "О передаче Государственной регистрационной палаты при
Министерстве экономики Российской Федерации в ведение Министерства юстиции
Российской Федерации" и Указа Президента РФ от 2 августа 1999 г.
"Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", утвердившего
Положение о Министерстве юстиции РФ. Устав Регистрационной палаты при
Министерстве юстиции РФ, утвержденный приказом министра юстиции РФ от 29
декабря 1998 г. N 192, включает в себя соответствующие положения о
регистрации предприятий с иностранными инвестициями.
Забегая вперед скажем, что Федеральный закон от 8 августа
2001 г. N 129-ФЗ "О регистрации юридических лиц" завершил
работу по созданию единого порядка регистрации юридических лиц на территории Российской
Федерации. Однако в рамках действующего законодательства о регистрации
юридических лиц продолжают действовать особенности для регистрации коммерческих
организаций с иностранными инвестициями.
В период 1991-1993 гг. были созданы различного рода организации,
содействующие привлечению иностранных инвестиций. К ним относятся Комиссия
Правительства РФ по международному инвестиционному сотрудничеству,
Государственная инвестиционная корпорация, Российская финансовая корпорация,
Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в Российскую
Федерацию от некоммерческих рисков, Бюро по использованию
консультационно-технического содействия Европейского союза в рамках Российского
агентства международного сотрудничества и развития (РАМСИР), Российский центр
содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики РФ. Содействие
привлечению иностранных инвестиций оказывали также и создаваемые за рубежом
организации, к числу которых относились российские центры науки и культуры.
Среди актов, относящихся к определению органа,
ответственного за исполнение Закона об иностранных инвестициях, можно назвать
два постановления Правительства РФ, которые внесли изменения в постановление
Правительства РФ 1994 г. "Об активизации работы по привлечению
иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации". Изменения
касались работы Консультативного совета по иностранным инвестициям,
образованного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 сентября
1994 г. N 1108 "Об активизации работы по привлечению иностранных
инвестиций в экономику Российской Федерации" для создания благоприятного
правового, налогового, таможенного режима для зарубежных инвесторов.
Большое число организаций, содействующих привлечению
иностранных инвестиций с неясным правовым статусом, привело к размыванию
функций государства по регулированию инвестиций. Вместо решения вопросов о
допуске иностранных инвестиций указанные организации нередко становились сами
участниками хозяйственной деятельности, получая при этом финансирование из бюджета.
Так, реорганизация первоначально созданного для регулирования инвестиций
государственного органа (Комитета по иностранным инвестициям) в Российское
агентство по международному сотрудничеству и развитию (РАМСИР) завершилась
распадом последнего на ряд организаций, лишенных полномочий принимать решения в
части регулирования иностранных инвестиций, например Бюро по использованию
консультационно-технического содействия Европейского союза в рамках Российского
агентства международного сотрудничества и развития (РАМСИР).
Для характеристики нового этапа развития законодательства об
инвестициях необходимо назвать также нормативные акты, лежащие в основе
регулирования рыночной экономики в целом. Эти акты составляли основу так
называемого инвестиционного климата в стране. К ним относятся принятые в этот
период антимонопольное законодательство, валютное регулирование и
законодательство, связанное с проведением приватизации государственной
собственности. Все эти законы подготавливали основу для регулирования портфельных
инвестиций или инвестиций в ценные бумаги.
Для прямых иностранных инвестиций в большей степени имели
значение нормативные акты, определявшие правовой режим инвестиций:
регулирование внешней торговли и система налогообложения в стране. Иностранный
участник внешнеэкономической деятельности принимает решение об осуществлении
инвестиций лишь после того, как объективные условия предпринимательской
деятельности подскажут ему, что производство и сборка готовой продукции в
стране-импортере принесут ему больше выгоды, чем просто импорт готовой
продукции в страну. Экономический расчет реального и серьезного инвестора при
принятии решения об инвестировании капитала основан на действующем таможенном и
налоговом законодательстве в стране-импортере.
Законодательство об инвестициях первых лет экономических
реформ исходило из того, что производителям, инвестирующим свои средства в
реальное производство, необходимо предоставлять налоговые и таможенные льготы
или оказывать в той или иной форме государственную поддержку. Особенно ярко эта
позиция выражена в Законе об иностранных инвестициях 1991 г. Такой способ
регулирования отношений, связанных с инвестициями, продемонстрировал свои
недостатки на последующих этапах развития инвестиционного законодательства.
В 1996 г. формирование фондового рынка в России
позволило говорить о разграничении инвестиций на прямые и портфельные. К концу
1990-х гг. опыт регулирования рынка ценных бумаг и участия в нем
нерезидентов позволил говорить не только о необходимости разграничения прямых и
портфельных инвестиций, но также и об особенностях правового регулирования
портфельных инвестиций, отличающихся от прямых. Такие особенности определяются
прежде всего общей для всех стран тенденцией развития финансовых рынков,
характеризуемой одним словом - глобализация.
Изменения в правовом регулировании иностранных инвестиций на
российском рынке, произошедшие в 1996-1999 гг., можно кратко оценить как
развитие гражданского права, регулирующего рыночные, в том числе и
инвестиционные, отношения. В указанный период были созданы необходимые условия
для развития гражданско-правовых отношений, в рамках которых реализуются прямые
и портфельные инвестиции.
Основным нормативным актом, регулирующим прямые иностранные
инвестиции в России, продолжал оставаться Закон РСФСР об иностранных
инвестициях в РСФСР, принятый в 1991 г. Действие этого Закона было
дополнено законодательством в области добычи полезных ископаемых. Так, в конце
1995 г. была закончена работа над законом о соглашениях о разделе
продукции (СРП). В связи с принятием Федерального закона "О соглашениях о
разделе продукции" был отменен действовавший ранее Указ Президента РФ,
регулировавший отдельные вопросы соглашений о разделе продукции.
Принятие Закона о СРП следует понимать как альтернативу
поручению, содержащемуся в Законе РСФСР об иностранных инвестициях в РСФСР, о
принятии Закона о концессионных договорах. Однако принятие Закона о соглашениях
о разделе продукции не выполнило своей задачи привлечь инвестиции в
минерально-сырьевую базу страны. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ,
Закон позволяет сформировать инвестиционный механизм в минерально-сырьевых
отраслях российской экономики путем широкого внедрения договорных отношений
между инвестором и государством. Под инвестиционным механизмом понимается при
этом сама договорная форма организации инвестиционных отношений.
Правовая форма организации частной предпринимательской
деятельности в сфере добычи полезных ископаемых традиционно была представлена
концессионным договором. Однако в процессе его применения частные
предприниматели все чаще стали обращаться к гражданско-правовым договорам,
оформляя концессию за рамками договорных отношений. Соглашения о разделе
продукции в зарубежной практике по своему содержанию представляли собой
концессионные договоры нового поколения. Предметом и одновременно существенным
условием этого договора является условие о гарантии прав частного лица,
заключившего договор с государством.
Сдерживающее воздействие на внедрение в практику соглашений
о разделе продукции оказывало отсутствие согласованности в действиях
федеральных и региональных органов власти, для которых регулирование соглашений
о разделе продукции составляло сферу совместного ведения с федеральными
органами. Это объясняло критическое отношение к Закону и региональных властей.
Главным событием в сфере предпринимательских, в том числе
инвестиционных, отношений за период 1996-1999 гг. было принятие второй
части Гражданского кодекса РФ в 1996 г. Вторая часть Гражданского кодекса
РФ касается отдельных видов обязательств и включает в себя гражданско-правовое
регулирование договоров, которые могут быть заключены иностранными лицами с
целью осуществления инвестиций. К такого рода договорам прямо был отнесен
договор финансовой аренды (лизинга) (§ 6 гл. 34) и ряд других договоров,
регулируемых Гражданским кодексом РФ.
К числу других договоров, регулируемых Гражданским кодексом
РФ, которые можно использовать для осуществления инвестиционной деятельности,
относятся договор коммерческой концессии, договор целевого займа, договоры возмездного
оказания услуг, договор доверительного управления и договор простого
товарищества. Особенностью этих договоров является то, что эти договоры
предполагают установление длительных экономических связей между сторонами в
договоре, а также то, что в них, как правило, сохраняется возможность влияния
одной стороны в договоре на производственную деятельность другой стороны.
Включение в Гражданский кодекс РФ норм о договоре целевого
займа явилось новеллой и означало применение гражданско-правовых методов регулирования
к отношениям, подчиненным ранее административному финансовому праву.
"Раньше целевой характер займа обеспечивался административно-финансовым
контролем как финансовых органов, так и органов Госбанка СССР". С
введением этой новеллы в Гражданский кодекс РФ определяющими условиями
гражданско-правового договора становятся условие о том, каким образом заемщик
должен использовать сумму займа, а также условие о том, какие возможные
средства контроля за действиями заемщика со стороны заимодавца будут использованы
в ходе их совместной деятельности.
В 1998 г. продолжали совершенствоваться договорные
формы инвестиций. Основными законами, которые были приняты в 1998 г. и
которые касались прямых иностранных инвестиций, были Федеральные законы от 7
января 1999 г. N 19-ФЗ "О введении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" и от 29 октября
1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". Эти
законы показали, что договорные формы инвестиций в Российской Федерации
развиваются не как договоры о совместной деятельности, а скорее как различного
вида соглашения (договоры) о разделе продукции. Так, в соответствии со
ст. 28 Закона "О лизинге", согласно которой определен порядок
осуществления платежей и взаиморасчетов между сторонами, допускается
осуществление расчетов по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме),
производимой с помощью предмета лизинга (абз. 2 п. 2).
Кульминационным годом в развитии инвестиционного
законодательства следует считать 1999 г. В этом году было полностью
обновлено законодательство об иностранных инвестициях и инвестиционной
деятельности. Были приняты Федеральный закон от 9 июля 1999 г.
N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации",
который отменил действие Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в
РСФСР" 1991 г. В 1999 г. был введен в действие Федеральный закон
от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в
Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", который
применяется наряду с ранее принятым Законом РСФСР "Об инвестиционной
деятельности в РСФСР". При этом Закон "Об инвестиционной
деятельности" 1991 г. применяется в части, не противоречащей Закону,
принятому в 1999 г.
В 1999 г. было принято законодательство, направленное
на регулирование рынка портфельных инвестиций. К законам, регулирующим
портфельные инвестиции, относятся Федеральный закон от 5 марта 1999 г.
N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке
ценных бумаг" и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ
"О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Новые законы,
принятые в 1999 г., отражают новые тенденции в развитии законодательства,
чтобы суметь их увидеть, необходимо обратиться к международно-правовым
стандартам регулирования инвестиций, под воздействием которых развивается
российское законодательство.
|