И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Глава 4. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России
4.1. Национально-правовые источники
4.1.1. Конституционно-правовые источники
Нормативно-правовая база осуществления иностранной инвестиционной
деятельности на территории Российской Федерации имеется как на национальном,
так и международно-правовом уровнях. То есть государство, принимая национальные
законодательные и другие нормативные правовые акты, а также заключая
международные договоры (или присоединяясь к ним), создает юридический комплекс
из двухуровневых юридических норм и правил, регулирующих на его территории
иностранную инвестиционную деятельность.
Как известно, в рамках правовой системы источники права,
выстроенные по принципу их иерархической соподчиненности, образуют систему
источников права. Ее вертикальная структура строится таким образом, что
предписания нисходящих источников права создаются на основе и во исполнение
норм вышестоящих источников и любая норма в рамках этой системы должна
соответствовать нормам источника высшей юридической силы, замыкающего эту
вертикаль [247].
Высшей юридической силой в России обладает Конституция РФ,
образуя основу отечественной системы права. В сфере правового регулирования
иностранных инвестиций Конституция РФ закрепляет важнейшие принципы:
национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 3
ст. 62); недопустимость принудительного отчуждения собственности без
выплаты предварительного и равного возмещения (ч. 3 ст. 35);
отнесение к исключительной компетенции Российской Федерации наиболее важных
аспектов правового регулирования иностранных инвестиций: финансовое, валютное,
кредитное, таможенное регулирование (п. "ж" ст. 71),
внешнеэкономические отношения Российской Федерации (п. "л"
ст. 71); гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное
процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной
собственности (п. "о" ст. 71); запрет установления
таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного
перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской
Федерации (ч. 1 ст. 74).
В последнее время в юридической научной литературе
разрабатывается вопрос о конституционной экономике, т.е. о новом научном
направлении, изучающем принципы оптимального сочетания экономической
целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в
нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую
деятельность в государстве. Авторы подчеркивают, что комплексный подход к
исследованию проблем конституционной экономики имеет большое практическое
значение, поскольку позволяет преодолеть традиционное для юристов незнание
вопросов экономики, а для экономистов - незнание вопросов права, особенно
конституционного. По их мнению, к числу практических задач относится выявление
конституционно-правовых предпосылок эффективного развития экономики [248].
В полной мере можно, на наш взгляд, отнести эту необкатанную пока концепцию и к
анализу международных экономических отношений.
Принципы правового государства, демократия, разделения
властей, неприкосновенность частной собственности, свободы договора,
стабильности гражданского оборота и т.д. - эти основополагающие принципы
выступают каркасом любой цивилизованной экономики, в том числе и на
международной арене, поскольку существует неразрывная и взаимообусловленная
связь между внутренней и внешней экономической политикой. По большому счету,
речь идет о конституционных основах обустройства общественной жизни.
Вышеперечисленные принципы в большей или меньшей степени воплощают в себе в
наиболее концентрированном виде дух и смысл Конституции РФ. Являясь
конституционными принципами рыночной экономики, имеющей также транснациональный
характер, они образуют основы экономического строя нашей страны.
Конституция любого государства уже в силу своих сущностных
свойств и предназначения прямо или косвенно включает ценностные характеристики
общественного и государственного строя конкретной страны на определенном этапе
ее истории, цели и ориентиры дальнейшего развития. Конституционное право -
основа правовой системы государства. Его нормы обладают высшей юридической
силой в системе, верховенством в отношении всех остальных норм. Право
государства на определение правовой системы реализуется прежде всего его
Конституцией.
Конституционное регулирование экономических отношений
сводится прежде всего к провозглашению модели экономики, которая
предопределяется типом социально-экономической системы. Как для России, так и
большинства стран мира, таковой является рыночная экономика. Хотя данная
характеристика экономики прямо не закреплена в Конституции РФ, соответствующий
принцип вытекает из норм о признании многообразия и равноправии форм
собственности (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9), а ее либеральный
вариант проявляется в практическом отсутствии норм о государственном участии в
экономической жизни общества. Вместе с тем российское государство
провозглашается социальным государством (ст. 7).
Как доказывалось выше, новой вехой принципиального характера
в развитии конституционного права стало принятие в 1993 г. новой
Конституции РФ, которая ввела принцип "включенности" и признала
приоритет правил международных договоров над нормами законов в случае их
противоречия, что направлено на разрешение проблемы "вхождения"
международных правовых актов и норм во внутреннее законодательство. В
результате в России были созданы конституционные гарантии осуществления норм
международного права. Конституция РФ определила: "Общепризнанные принципы
и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то
применяются правила международного договора" (ч. 1 ст. 15). В ее
развитие Федеральный закон "О международных договорах Российской
Федерации" от 1995 г. установил, что положения официально
опубликованных договоров, не требующие издания внутригосударственных актов для
применения, действуют в России непосредственно.
Включение Конституцией РФ норм международного права в
правовую систему страны означает, что все органы государства, включая
законодательные, должны руководствоваться его нормами. Примечательно, что это
положение подчеркивает и Конституционный Суд РФ. В его постановлении от 31 июля
1995 г. говорится: "В соответствии с принципами правового
государства, закрепленными Конституцией Российской Федерации, органы власти в
своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры
являются, согласно ст. 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации,
составной частью ее правовой системы и должны добросовестно соблюдаться, в том
числе путем их учета внутренним законодательством".
В связи с этим следует отметить, что Конституция РФ
(ст. 8) гарантирует единство экономического пространства, свободное
перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Данное конституционное положение
перекликается с тем, что современные международные экономические отношения
зиждутся на свободе движения капиталов, товаров и услуг, свободной миграции
рабочей силы. При этом действует согласованная между государствами и другими
субъектами международного права совокупность правовых норм, правил, процедур,
которые обеспечивают нормальное функционирование всей системы международных
экономических отношений.
Межгосударственное инвестиционное сотрудничество выступает в
роли катализатора глобализационных процессов на всех уровнях
социально-экономического развития мира. Действие международного права
приобретает все более универсальный характер, поскольку интернационализация
всех сфер общественных отношений требует сходных принципов, форм и методов их
правового регулирования, что способствует созданию единого правового
пространства. В этих условиях свободной циркуляции капиталов способствует то,
что на современном этапе широкое распространение получили унифицированные нормы
регулирования межгосударственных инвестиционных процессов, которые действуют в
соответствии с международными договорами, которые Конституция РФ включила в
отечественную правовую систему (п. 4 ст. 15) [249].
Статья 34 Конституции РФ позволяет иностранному
инвестору свободно использовать свои способности и имущество для осуществления
предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
При этом зарубежный предприниматель не имеет права вести хозяйственную
деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 35 Конституции РФ стоит на страже частной
собственности. Инвестору гарантировано право собственности, владения,
пользования и распоряжения собственностью по своему усмотрению. При этом
гарантируется также право наследования.
В общем, конституционная правовая база гарантирует
необходимые условия для иностранной инвестиционной деятельности на территории
Российской Федерации.
|