И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Глава 4. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России
4.2. Международно-правовые источники
4.2.2. Международные многосторонние договоры
В области международного инвестиционного сотрудничества
Россия участвует в нескольких международных многосторонних договорах: в
Конвенции об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций,
подписанной в Сеуле в 1985 г. и ратифицированной Россией в 1992 г. [267],
в Договоре к Энергетической Хартии (ДЭХ), подписанном в 1994 г. [268],
в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство между
Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их
государствами-членами, с другой стороны. Соглашение было подписано в
1994 г. и ратифицировано Россией в 1996 г. [269]
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (Соглашение о
партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской
Федерацией, с одной стороны, и их государствами-членами - с другой) было
подписано Россией на о. Корфу в 1994 г. В отличие от ДЭХ оно вступило
в силу для России после ратификации его в 1996 г.
государствами-участниками [270]. Соглашение о партнерстве
и сотрудничестве можно охарактеризовать как своеобразную "школу" по
применению правил международной торговли ВТО, поскольку участвующие в этом
соглашении государства обязались применять нормы ГАТТ/ВТО независимо от того,
являются ли они членами ВТО или нет. Приводимые ниже статьи из ГАТТ и
соглашений, действующих в рамках ГАТТ/ВТО, являются нормами, обязательными для
применения Россией, в силу действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Каждый из указанных международных договоров представляет
собой определенный этап в развитии международного экономического сотрудничества
в области инвестиций. Международное экономическое сотрудничество в области
инвестиций развивается постепенно от международно-правовой защиты к
международно-правовому регулированию инвестиций, от двусторонних к
многосторонним соглашениям о сотрудничестве в части регулирования инвестиций.
Некоторые международные договоры, которые формально следует
считать двусторонними, по своему эффекту могут быть приравнены к многосторонним
международным договорам. Таким является, например, Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими
сообществами и государствами Европейских сообществ, с другой стороны. Этому
качеству соответствует также название договора, свидетельствующее о придании
ему качества учредительного договора - договора о партнерстве. Характером
учредительного акта обладает также и Международное соглашение об учреждении
многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций.
Иными особенностями обладают международные договоры,
регулирующие инвестиции. Их особенность заключается в том, что участвующие в
них государства берут на себя обязательства по применению надлежащих мер
правового регулирования инвестиций. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве
обладает качествами многостороннего договора, регулирующего инвестиции. В
Соглашении о партнерстве и сотрудничестве выражена готовность России следовать
общепринятым нормам ВТО в области регулирования международной торговли, а
следовательно, применить меры регулирования в соответствии с правилами,
содержащимися в соглашениях ГАТТ/ВТО.
Договор к Энергетической Хартии также относится к категории
регулирующих договоров, поскольку, подобно соглашениям ГАТТ/ВТО, определяет
порядок применения мер регулирования для топливно-энергетических отраслей
промышленности. В частности, в ДЭХ предусматривается порядок разрешения
коллизий, вызванных несоблюдением государством-участником принятых в
соответствии с ДЭХ международных обязательств. Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве и ДЭХ обеспечивают сотрудничество в области инвестиций и
торговли, прежде всего в рамках Европейского союза, в том числе между
Российской Федерацией и государствами Европейского союза.
Международные договоры, регулирующие инвестиции, отличает
новый подход в развитии инвестиционного сотрудничества, основанный на
исполнении государствами-участниками обязательств по регулированию инвестиций и
установлению контроля за исполнением этих обязательств со стороны создаваемой
на основе международного договора процедуры рассмотрения споров, связанных с
инвестициями.
Наиболее ярко новый подход к регулированию экономического
сотрудничества проявляется в различных многосторонних международных договорах,
лежащих в основании экономических союзов государств, направленных на создание
общего рынка, в том числе и рынка капиталов, т.е. затрагивающих область
инвестиционного сотрудничества. С учетом опыта правового регулирования в рамках
Европейского союза были разработаны нормы соглашений ГАТТ/ВТО. Многосторонние
международные договоры в области инвестиций типа Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве и ДЭХ следует относить к договорам, обеспечивающим более высокую
степени сотрудничества в области инвестиций, выходящую за рамки проблемы защиты
инвестиций. Они составляют особую группу многосторонних договоров - договоров,
регулирующих торговлю и инвестиции.
Появление нового типа договоров и новых тенденций в
международном инвестиционном сотрудничестве позволяет использовать инструменты
международного права для оказания влияния на внутригосударственное
законодательство об инвестициях. Такое влияние следует рассматривать в рамках
общей тенденции к унификации права, развивающейся начиная с XIX в. и
принимающей различные формы выражения в разные периоды времени.
Конвенция об учреждении многостороннего Агентства по
гарантиям инвестиций 1985 г. (далее - Сеульская конвенция) [271]
представляет собой один из способов защиты имущественных прав иностранных
инвесторов. К аналогичным инструментам защиты прав иностранных инвесторов
относится Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами
и физическими или юридическими лицами других государств, которая была подписана
в Вашингтоне в 1965 г. (далее - Вашингтонская конвенция) и которая пока
еще не ратифицирована Россией. Вашингтонская конвенция, как правило,
применяется при защите инвестиций наряду с двусторонними соглашениями о защите
инвестиций. Двусторонние международные соглашения о поощрении и взаимной защите
инвестиций наиболее активно используются в Российской международно-договорной
практике для привлечения капитала в российскую экономику. В общей сложности в
мире насчитывается около 1500 двусторонних соглашений о защите инвестиций.
Россия заключила с различными странами около 60 таких соглашений [272].
Международные договоры и соглашения, направленные на защиту
иностранных инвестиций, являются первым этапом в развитии отношений
международного инвестиционного сотрудничества. Следующей стадией в таком
сотрудничестве является участие государства в международных договорах,
регулирующих иностранные инвестиции. К их числу относятся Договор к
Энергетической Хартии и Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС и
государствами Европейских сообществ.
Договор к Энергетической Хартии является завершением работы
по инвестиционному и торговому сотрудничеству в топливно-энергетических отраслях,
начатой в 1991 г. В 1991 г. при участии 52 государств была подписана
Европейская Энергетическая Хартия. Она предусматривала развитие экономического
сотрудничества между бывшими социалистическими государствами (страны СНГ,
Балтии, Центральной и Восточной Европы) и странами - членами Организации по
экономическому сотрудничеству и развитию (за исключением США, Канады, Мексики и
Новой Зеландии) в области энергетики. Это был первый международный документ,
носящий отраслевой характер, предназначенный для развития сотрудничества в
области энергетики.
|