И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Глава 4. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России
4.2. Международно-правовые источники
4.2.3. Международные двусторонние договоры
Становление и развитие правового регулирования иностранных
инвестиций на двусторонней основе путем заключения специальных инвестиционных
договоров имеет почти полувековую историю. Формирование и развитие
международного инвестиционного права за этот период показывает, что
международные отношения в этой сфере регулируются прежде всего двусторонними
инвестиционными договорами. Они могут называться по-разному: соглашения о содействии
осуществлению и взаимной защите капиталовложений, соглашения о поощрении и
взаимной защите капиталовложений и т.д. Кроме того, в двустороннем
сотрудничестве по защите иностранных инвестиций значительную роль играли,
особенно на начальном этапе международного инвестиционного права, торговые
договоры. И конечно же невозможно представить успешную деятельность в этой
сфере без таких специальных международно-правовых документов двустороннего
характера, как соглашения об избежании двойного налогообложения. Говоря об
истории двустороннего регулирования иностранных инвестиций, следует назвать
договоры о свободном мореплавании (ДСМ), конвенции о поселениях, торговые
договоры как формы международно-правового регулирования внешних экономических
связей. Они возникли еще в XVIII-XIX вв. и окончательно сформировались с
установлением национальных рынков и мирового рынка. В период
торгово-промышленного капитализма торговые договоры превращаются в ключевую
форму регулирования экономических отношений между государствами. В процессе
международного разделения труда в мировом хозяйстве торговые договоры
трансформируются также и в форму правового регулирования иностранных инвестиций
как основы всего комплекса торгово-экономических отношении между государствами [273].
Принципиальное значение в международно-правовом
регулировании инвестиционных отношений имеют двусторонние договоры о поощрении
и взаимной защите инвестиций. Основная их цель заключается в том, чтобы с
помощью правовых средств обеспечить в условиях социально-экономического кризиса
относительную стабильность воспроизводства и свободу движения капиталов в
рамках мировой хозяйственной системы и особенно обеспечить приток иностранных
инвестиций в развивающиеся государства, обезопасив от так называемых
некоммерческих рисков. Международные двусторонние договоры о поощрении и
взаимной защите капиталовложении представляют собой специальные
межгосударственные соглашения, предметом регулирования которых являются
отношения, возникающие в связи с инвестированием иностранного частного
капитала.
В специальной литературе выделяют европейские и американские
модели двусторонних инвестиционных соглашений. Первая, например, более
осторожно подходит к определению инвестиций. Американская модель обеспечивает
больше гарантии безопасности инвестициям своих граждан и юридических лиц в
стране и т.д. [274] Особенностью американской модели двусторонних
договоров в сфере защиты инвестиций, например, является наличие более широкого
определения понятия "иностранная инвестиция". В эту категорию
включаются также лицензии и разрешения, выданные в соответствии с законом, в
том числе на осуществление производства и продажу товаров; любые права,
предоставленные законом или договором, в том числе на разведку и добычу
полезных ископаемых, а также производство, распоряжение на продажу товаров и
услуг.
В литературе приводятся различные данные о количестве
заключенных в мире двусторонних инвестиционных соглашений [275]. Но, судя
по достоверным источникам, к 1998 г. было зарегистрировано более 1500
подписанных такого рода договоров с участием 169 стран [276].
Фактически каждое развитое государство и более 90 развивающихся стран выступают
в качестве одной из сторон хотя бы в одном подобном договоре [277]. На первом
месте в этом плане находится ФРГ, заключившая более 70 такого рода соглашений.
Кстати, вплотную приблизилась к ней Россия, заключившая на данный момент более
50 аналогичных договоров.
Одним из важных факторов бурного заключения ДИД было сильное
стремление граждан и компаний во все большем числе промышленно развитых
государств осуществлять прямые инвестиции в других странах и возникшая в этой
связи потребность в надежной международно-правовой защите. Иностранные
инвесторы при всем желании не могли полагаться только на законы государства -
импортера капитала, поскольку в таком случае увеличивался бы инвестиционный
риск. Как показывал исторический опыт, развивающиеся страны могут изменить
закон после того, как уже осуществлены инвестиции. В 60-х и 70-х гг.
XX в. было немало случаев, когда правительства принимающих стран чинили
препятствия инвестиционным проектам или даже подвергали зарубежные капиталы
принудительному изъятию.
Но главная причина заключения ДИД в 80-х и 90-х гг.
прошлого века заключалась в том, что из-за уменьшения получения средств в виде
помощи от развитых стран развивающиеся страны все больше ощущали потребность в
иностранных инвестициях. Подписывая ДИД со многими государствами - экспортерами
капиталов, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой инициировали
массовое привлечение капиталов. Судя по всему, эта тенденция будет сохраняться
и в XXI в.
Наша страна к практике заключения двусторонних соглашений о
взаимном поощрении и защите капиталовложений приступила в 1989 г., когда
более чем после 60-летнего перерыва вновь были открыты двери для иностранного
капитала. СССР в 1989-1990 гг. подписал международные договоры в сфере
иностранных инвестиций с Великобританией, Италией, Францией, Германией (всего с
14 странами Западной Европы). Российская Федерация, как правопреемница СССР, в
том числе и в исследуемой сфере, в 1992 г. активно включилась в
международно-правовое инвестиционное сотрудничество на двусторонней основе. На
сегодняшний день Россия заключила около 50 ДИД.
Таким образом, международные двусторонние соглашения России
с другими государствами о взаимном поощрении и защите капиталовложений
направлены на обеспечение международно-правовой защиты, в первую очередь от
некоммерческих рисков. Установление ясных, доступных и реализуемых правил,
улучшающих инвестиционный климат и тем самым укрепляющих доверие между
государствами, выступает важным стимулятором иностранных инвестиций. В
поощрении иностранного капитала важна не только обязанность сторон
стимулировать свои компании инвестировать финансовые ресурсы в другую страну,
но и задачи привлечения технологий, ноу-хау, современного менеджмента и т.д.
|