О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.
Тема 20. Конституционные основы системы государственной власти субъектов РФ
2. Система и основные полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Законодательными
(представительными) органами государственной власти являются избираемые
населением соответствующих субъектов Российской Федерации парламенты.
В разных субъектах он называется по-разному. Наибольшее распространение
получили органы, имеющие в наименовании слово “Собрание”. Наряду с этими
названиями, применяются и национальные термины — Народный Хурал (в Республике
Бурятия и Калмыкии), Законодательный сулган (Эвенкийского автономного округа).
Срок
полномочий
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации не одинаков. Большинство республиканских парламентов
избирается на 5 лет, а парламентов краевого, областного уровня — на 2 года.
Различно и количество депутатов представительных органов власти: от 32
депутатов Верховного Хурала Тувы, 36 — Московской Думы, до 250 депутатов
Государственного Совета Татарстана.
В
соответствии с конституциями республик и уставами других субъектов России их
парламенты обладают достаточно широкими полномочиями. Так, к
ведению большинства парламентов республик относятся:
1)
принятие
Конституции, внесение в нее изменений и дополнений;
2)
принятие
республиканских законов и кодексов;
3)
принятие
решений по вопросам государственного устройства;
4)
определение
внутренней и внешней политики республики;
5)
утверждений
перспективных и текущих планов экономического и социального развития, избрание
членов Конституционного Верховного и Высшего Арбитражного Судов республики;
6)
согласие
на назначение Прокурора республики Генеральным прокурором России;
7)
принятие
отставки, отрешение от должности Президента республики.
В
тех республиках, где парламенты двухпалатные (Башкортостан, Карелия,
Кабардино-Балкариия, Республики Саха (Якутия), указанный перечень наиболее
типичных их полномочий определяется республиканским законодательством.
В
области экономического и социально-культурного развития законодательные
(представительные) органы государственной власти регионов утверждают свой
бюджет, программы экономического и социального развития, принимают решения о
введении или отмене налогов, сборов и иных платежей и др.
В
области обеспечения деятельности государственной власти и местного
самоуправления к полномочиям региональных парламентов относятся: принятие Уставов
края, области, города федерального значения, автономного образования;
установление административно-территориального деления соответствующего региона;
определение системы органов государственной власти, порядок их организации и
деятельности; осуществление права законодательной инициативы в Федеральном
Собрании России и т.д.
В
области реализации прав и свобод человека и гражданина парламенты краев,
областей, городов федерального значения, автономной области и автономных
округов вправе устанавливать административную ответственность граждан и
должностных лиц за неисполнение законов и других нормативных актов
регионального значения, принимать решения о проведении региональных
референдумов, определять в соответствии с федеральным законом порядок
деятельности политических партий и общественных объединений, их отделений на
территории региона и т.д.
|