О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.
Тема 20. Конституционные основы системы государственной власти субъектов РФ
3. Виды и компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации входят в единую систему исполнительной
власти государства (п. 2 ст. 77 Конституции РФ). Важную роль в этой системе
играют республиканские правительства и возглавляемые ими министерства,
ведомства и государственные комитеты, а также администрации (правительства) и
главы администраций (губернаторы) краев, областей, городов федерального
значения и автономных образований.
Наименования
этих органов государственной власти устанавливаются законодательством субъектов
Федерации с учетом исторических условий и национальных традиций, и могут быть
самым разнообразным. Так, в Адыгее, Бурятии, Дагестане, Ингушетии, Северной
Осетии и Тыве орган исполнительной власти республики называется Правительством,
в Кабардино-Балкарии — Кабинетом Министров — Правительством, а в Татарстане и
Башкортостане — Кабинетом Министров. Региональные органы исполнительной власти
также имеют различные названия: губернатора и правительства — в Ленинградской
области и Ставропольском крае, губернатора и администрации области — в
Иркутской области, главы администрации и администрации — в Липецкой,
Новгородской и других областях.
В
соответствии с республиканскими Конституциями и законами о Правительстве в их
состав входят Председатель (Премьер-министр), его заместители, министры,
председатели государственных комитетов и руководители иных республиканских
ведомств. В большинстве республик Председатель Правительства назначается
Президентом с согласия парламента, а его заместители и другие члены
Правительства — Президентом республики по предложению вновь назначенного
Председателя Правительства. В ряде республик не предусмотрено создание
Правительства.
Органы
исполнительной власти республик обладают обширной компетенцией. Она
определяется республиканскими конституциями и законами о правительствах и, в
целом, сходна с полномочиями Правительства Российской Федерации с учетом,
конечно, масштабов деятельности. В ряде республик компетенция Правительства
определяется в так называемом “негативном порядке”. Например, Конституция
Республики Татарстан устанавливает правило, в соответствии с которым
Правительство вправе решать все вопросы государственного управления, если они
не входят в компетенцию Президента Татарстана.
Иначе
формируются органы исполнительной власти краев, областей, городов федерального
значения, автономной области и автономных округов. Здесь весьма важную роль
играет глава администрации (губернатор), который, вне зависимости от того,
избран ли он населением региона или назначен Президентом России, формирует
администрацию (правительство) и руководит всеми органами исполнительной власти
на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Глава
администрации (губернатор) края, области, города федерального значения и
автономного образования является высшим должностным лицом региона. Он может
быть освобожден от должности Президентом России в случае письменного заявления
об отставке, утраты гражданства Российской Федерации, вступления в законную
силу в отношении него обвинительного приговора суда, признания его
недееспособным по решению суда, а также в случае, когда он не справляется с
возложенными на него обязанностями.
Формируемые
главой администрации правительства (администрации) могут включать в себя
различные отраслевые органы государственного управления региона.
Среди
них, как правило, департаменты (комитеты, отделы) по управлению краевым
(областным и т. д.) имуществом, по строительству, труду и занятости, финансам,
образованию, науке и культуре, социальному обеспечению и т. д.
В
интересах реализации принципа разделения властей на региональном уровне
действующим законодательством достаточно четко определены взаимоотношения глав
администраций (губернаторов) с соответствующими законодательными
(представительными) органами. Законодательный (представительный) орган власти
региона вправе обратиться к главе администрации с предложением о внесении
изменений и дополнений в изданные им акты либо их отмене в случае противоречий
этих актов законам края, области, города федерального значения, автономной
области и автономного округа.
Особо
следует остановиться на характере взаимоотношений главы администрации региона с
федеральными органами исполнительной власти. Указанные взаимоотношения
базируются на том, что глава администрации входит в единую систему
исполнительной власти в Российской Федерации. Он подчиняется Президенту и
Правительству России по вопросам, отнесенным Конституцией (ст. 71, 72) к
ведению Федерации и совместным полномочиям Российской Федерации и ее субъектов.
Существенную
роль в укреплении организационного единства системы исполнительных органов
власти в России призваны сыграть полномочные представители Президента России в
крае, области, городе федерального значения, автономной области и автономном
округе. Они назначаются Президентом России, подчиняются ему и действуют в
соответствии с Положением о полномочном представителе Президента РФ в субъекте
Федерации.
|