О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.
Тема 7. Административно-территориальное деление в РФ
1. Республика в составе Российской Федерации
Республика в составе РФ —
это демократическое унитарное правовое государство, являющееся субъектом федерации
и строящее отношение с Российской Федерацией на основе Конституции РФ,
Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений.
Согласно
ст. 66 п. 1 Конституции РФ “статус республики определяется
Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики”.
Федеративный
договор, в содержание которого входят “Договор о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти
Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе
Российской Федерации” именует республики суверенными государствами.
Вместе
с тем, Конституция РФ 1993 г. не содержит такого определения. В Конституции РФ
отсутствует право республик на выход из состава федерации. Это
свидетельствует о том, что Конституция РФ, имеющая верховенство по отношению ко
всем иным актам, в том числе Федеративному договору, по-новому определяет
конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации.
Ст.
65
Конституции РФ закрепляет, что в состав РФ входит 21 республика.
Каждая
республика имеет государственно-правовые признаки, определяющие
ее конституционно-правовой статус как государства в составе Российской
Федерации.
1. Республики имеют свою территорию и
обладают территориальным верховенством. Территория является пространственным
пределом распространения государственной власти республики. Она принадлежит
народу республики вместе с природными ресурсами. Республика обеспечивает свою
территориальную целостность. Границы между республиками могут быть изменены
только с их взаимного согласия. Без согласия республики не может быть изменена
государственная граница РФ, если она проходит по территории данной республики.
2.
Каждая республика имеет свое гражданство. Оно установлено Законом
о гражданстве РФ, где закреплено, что наряду с гражданством Российской
Федерации существует гражданство республик в ее составе.
Республики
вправе принимать свои законы о гражданстве, в большинстве которых закреплен
принцип единства республиканского и федеративного гражданства.
3.
Республики имеют свои Конституции и законодательные системы.
Республика самостоятельно разрабатывает и принимает Конституцию путем
референдума или высшим представительным законодательным органом. Федеративный
характер России обусловливает необходимость соответствия конституций и законов
республик Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст. 72
Конституции РФ).
Каждая
республика наделена правом федеральной законодательной инициативы в Федеральном
Собрании Российской Федерации (ст. 104 Конституции РФ). По
предметам совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе
издаются как федеральные законы, так и принимаемые в соответствии с ними законы
и иные нормативные правовые акты республик (п. 2 ст. 76
Конституции РФ).
Вне
предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения
республики осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие
законов и иных нормативных правовых актов (п. 4 ст. 76 Конституции
РФ).
Законы и иные правовые акты республик не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения федерации и
совместного ведения. В случае противоречия действует федеральный закон.
В
случае противоречия правового акта республики федеральному закону, изданного по
вопросам вне пределов предмета ведения федерации или совместного ведения
федерации и субъектов, действует нормативный правовой акт республики (п.
6 ст. 76 Конституции РФ).
Республика
наделена правом обращения в Конституционный суд Российской
Федерации в случаях нарушения федеральными властями полномочий республики. В
свою очередь Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает вопросы о
конституционности актов республики, договоров ее с другими субъектами
федерации.
4.
Каждая республика в составе Российской Федерации самостоятельно определяет и
формирует систему республиканских высших органов законодательной,
исполнительной и судебной власти. Согласно ст. 77 Конституции РФ
эта система должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим
принципам организации представительных и исполнительных органов государственной
власти, установленных федеральным законом.
В
пределах ведения федерации, совместного ведения федерации и республики
федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти
субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации
(п. 2 ст. 77 Конституции РФ).
Высшими органами законодательной власти являются парламенты,
избираемые народом республики.
Во
многих республиках введен институт президента как главы государства
(главы исполнительной власти). Возглавляют систему органов исполнительной
власти правительства республик.
В
системе органов судебной власти многие республики образовали органы
конституционного контроля — Конституционные суды республик
(уставные суды и т.п.).
Ст.
78
Конституции устанавливает возможность взаимного делегирования полномочий между
органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти
республик.
5.
Республики как государства имеют элементы международной правосубъектности.
Они могут быть самостоятельными участниками международных отношений и
внешнеэкономических связей. Республики заключают международные договоры и
соглашения, имеют зарубежные представительства, могут быть членами региональных
международных организаций.
Согласно федеральному закону о международных договорах
Российской Федерации международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся
к ведению субъекта РФ, заключается по согласованию с органами государственной
власти субъекта.
6.
Республика имеет такой важный элемент государственности как официальный
государственный язык. Наряду с русским языком, каждая республика
конституционно устанавливает свой государственный язык. Республики признают и
гарантируют равные права всех национальных языков на сохранение и развитие.
7.
Каждая республика имеет свою государственную символику: Государственный
герб, флаг, гимн и столицу. Их изображение, описание, статус закреплены в
конституциях и иных актах, выражают самобытность и исторические традиции
народов республики.
Предметы
ведения и полномочия республик в составе Российской Федерации
установлены в Конституции РФ, Федеративном договоре, федеральных законах,
конституциях и законах республик.
Общий принцип определения предметов ведения и полномочий республик в составе РФ
сформулирован в ст. 73 Конституции РФ. “Вне пределов ведения
Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты
Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти”.
Конкретные полномочия в сфере совместного ведения федерации и республик
сформулированы в ст. 72 Конституции РФ, они являются исчерпывающими
и не могут расшириться. По вопросам совместного ведения федеральные органы
государственной власти издают законы и иные правовые акты, в соответствии с
которыми республики осуществляют собственное правовое регулирование в пределах
своей компетенции.
Республики
в составе Российской Федерации осуществляют следующие исключительные
полномочия:
1)
принимают,
изменяют и дополняют Конституцию республики;
2)
осуществляют
законодательную деятельность;
3)
контролируют
соблюдение конституции и законов республики;
4)
решают
вопросы своего государственного устройства;
5)
дают
согласие на изменение границ республики;
6)
на
основе общих принципов определяют систему органов законодательной,
исполнительной, судебной власти на своей территории;
7)
устанавливает
порядок их организации и деятельности;
8)
осуществляют
правовое регулирование и организуют республиканскую государственную службу;
9)
учреждают
государственные награды и почетные звания;
10)
определяют
статус государственного языка;
11)
определяют
и проводят в жизнь основные направления социально-экономической политики;
12)
регулируют
условия хозяйственной деятельности на своей территории;
13)
распоряжаются
своей государственной собственностью, природными ресурсами, кроме имеющих
федеральное значение;
14)
устанавливают
республиканский государственный бюджет, республиканские и местные налоги и
сборы;
15)
формируют
валютные фонды; контролируют деятельность финансово-кредитных учреждений;
16)
регулируют
инвестиционную деятельность на своей территории, участвуют в регулировании
денежного обращения; руководят республиканскими банками.
Закрепленные
в конституциях исключительные полномочия республик не являются исчерпывающими.
К их предмету ведения могут быть отнесены и иные полномочия, если
это не противоречит Конституции РФ.
|